Статья 9. Право пользования водными объектами

1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Комментарий к статье 9 ВК РФ

1. В ВК РФ 2006 г. предусмотрены два основания возникновения права пользования водными объектами (ст. 11):
- договор водопользования;
- правовой акт уполномоченного исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (решение о предоставлении водного объекта в пользование).

На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в случаях:
1) для использования водного объекта в публичных интересах (например, для обеспечения обороны страны и безопасности государства, проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов);
2) когда исключена возможность ведения переговоров об условиях водопользования между исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления и водопользователем (например, для сброса сточных вод и(или) дренажных вод);
3) для отдельных видов использования водного объекта (например, для размещения стационарных и(или) плавучих платформ и искусственных островов, разведки и добычи полезных ископаемых, для сплава леса в плотах и с применением кошелей, для забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ), для организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов).

В этом установленном перечне отсутствует предоставление водных объектов или их части в пользование для образования или расширения особо охраняемых природных территорий.

Поскольку особо охраняемые природные территории образуются на основании правовых актов государственных органов исполнительной власти, предоставление водных объектов или их части в пользование для образования или расширения особо охраняемых природных территорий должно быть основано также на правовом акте уполномоченного органа государственной власти (решении о предоставлении водного объекта в пользование).

Кроме этого, в установленных в ст. 11 ВК РФ случаях допускается пользование водными объектами в силу закона, т.е. без договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Такие случаи условно можно разделить на три группы:
1) когда условия водопользования определяются нормативными правовыми актами, входящими в систему иных отраслей законодательства (например, для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов; для рыболовства, рыбоводства, охоты);
2) для использования водного объекта в публичных интересах, когда оно не влечет существенного ограничения прав иных водопользователей (например, для санитарного, карантинного и другого контроля; для научных, учебных целей);
3) для отдельных видов использования водного объекта, которые либо оказывают контролируемое влияние на окружающую среду (например, для разведки и добычи полезных ископаемых, размещения и строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек), либо не оказывают столь значительного влияния, которое может повлечь тяжкие последствия (например, для полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными).

Приобретение права пользования водными объектами должно соответствовать принципам:
- равного доступа физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами;
- гласности осуществления водопользования, согласно которому решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа;
- комплексного использования водных объектов, в соответствии с которым использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями (ст. 3 ВК РФ).

2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменения или прекращения права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и положений ВК РФ не следует иное.

Прекращение права пользования водным объектом, возникшее на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, в результате естественного изменения русла реки специально в ВК РФ не урегулировано.

Общая правовая норма о прекращении права пользования водными объектами содержится в ч.1 ст. 10 ВК РФ. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и ВК РФ.

Если при естественном изменении русла реки использовать водный объект становится невозможно, данное обстоятельство может служить основанием прекращения права пользования водным объектом.

В случае, когда право пользования водным объектом возникло на основании договора водопользования, изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством (ст. 17 ВК РФ).

Согласно п.1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Вместе с тем при прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:
1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;
2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта (ч.6 ст. 10 ВК РФ).

3. Право пользования подземными водными объектами приобретается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

По общему правилу основанием возникновения права пользования участком недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (ст. 10.1 Закона РФ "О недрах").

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержден приказом МПР России от 29 ноября 2004 г. N 710.

В ст. 11 Закона РФ "О недрах" предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Для добычи подземных вод участки недр предоставляются в пользование на срок до 25 лет.

Особо в Законе РФ "О недрах" урегулирован порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 19).

Консультации и комментарии юристов по ст 9 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 9 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.