Статья 7. Участники водных отношений

1. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Комментарий к статье 7 ВК РФ

1-2. Согласно комментируемой статье в круг субъектов водных отношений входят Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, юридические и физические лица.

В свою очередь, от имени Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно федеральные, региональные и муниципальные органы власти.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
На федеральном уровне в водные отношения вступают Правительство РФ, Министерство природных ресурсов РФ (МПР России), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Кроме того, участниками водных отношений признаются также органы, входящие в систему МПР: Агентство водных ресурсов РФ (Росводресурсы), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

В результате административной реформы за Министерством природных ресурсов РФ остается право нормативно-правового регулирования водных отношений.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты, является Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды РФ) (п.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404). Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию (п.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404).

В свою очередь, Агентство водных ресурсов РФ занимается правоприменением, в частности оказанием услуг и управлением водным хозяйством. При этом контроль и надзор за использованием и охраной вод в рамках системы МПР осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Затрагивает водные отношения и деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В частности, в полномочия этого подчиненного Правительству РФ органа входят контроль и надзор за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений (ГТС) и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС на объектах промышленности и энергетики. Таким образом, Ростехнадзор отвечает за исполнение Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"*.

________________
* СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

В то же время надо отметить, что образованные и обновленные в ходе административной реформы органы не приобрели еще законченного статуса и могут быть подвергнуты дальнейшим преобразованиям. В частности, звучат предложения создать специальное Агентство по экологии. Если этот орган будет создан, в его компетенции в какой-то части окажутся и водные правоотношения.

Первоначальная редакция ВК РФ 1995 г. предусматривала значительное участие субъектов РФ и их органов власти в водных отношениях. Следует признать, что на региональном уровне создавались соответствующие уполномоченные органы: Министерство экологии и природопользования Московской области, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт-Петербург и т.д. Названные органы реально участвовали в водных отношениях: заключение договоров о пользовании водными объектами, бассейновые советы и соглашения. В связи с последующими изменениями российского законодательства их участие в водных отношениях сузилось.

Согласно ст. 59 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ* из ВК РФ 1995 г. были исключены положения о собственности субъектов РФ (республик, краев, областей и т.д.), заключении ими договоров пользования водными объектами, об их участии в бассейновых соглашениях. В целом полномочия субъектов РФ были существенно сокращены, в результате чего они превращались во второстепенных участников водных отношений. Следовательно, сокращались и полномочия государственных органов субъектов РФ.

________________
* СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Затем, согласно ст. 9 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", закреплялось право субъектов РФ на обособленные водные объекты, а полномочия по заключению договоров водопользования и бассейновых соглашений были возвращены на региональный уровень*.

________________
* СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.

В соответствии с ВК РФ 2006 г. было установлено право собственности субъектов РФ на пруды и обводненные карьеры, находящиеся на земельных участках, собственником которых является субъект РФ. Кроме того, согласно ст. 26 ВК РФ государственным органам субъектов РФ может быть передано федеральное полномочие по предоставлению водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование физических или юридических лиц на основании договора или решения. На осуществление данных федеральных полномочий из федерального бюджета предоставляются субвенции целевого характера. Однако деятельность органов субъектов РФ находится под контролем и надзором федеральных органов власти.

Согласно ст. 27 ВК РФ у муниципальных образований (муниципальных районов, поселений, городских округов) есть не только полномочия собственника, но и некоторые управленческие полномочия относительно водных объектов общего пользования, которые рассматривались выше (см. комментарий к ст. 2 ВК РФ).

Наряду с органами власти субъектами водных отношений являются "рядовые" водопользователи - граждане и организации. Но на них распространяются положения гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности. Согласно ст. 17 Гражданского кодекса РФ правоспособность граждан - это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Юридические лица могут иметь права, соответствующие целям их деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 49 Гражданского кодекса РФ). Граждане и юридические лица, осуществляя свои права водопользователей, должны обладать дееспособностью, которая, как и правоспособность, определяется Гражданским кодексом РФ (ст. 21). Дееспособность - это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Эти общие положения ст. 21 Гражданского кодекса РФ о дееспособности характеризуют также и дееспособность пользователей водных объектов. Они должны иметь способность совершать действия для приобретения прав на водный объект, а при пользовании им создавать для себя обязанности и исполнять их.

В ВК РФ 1995 г. из общего круга субъектов водных отношений выделяли водопотребителей и водопользователей, обеспечивающих нужды водопотребителей. Под водопотребителями понимались юридические и физические лица, получающие воду для своих нужд. Непосредственного выхода к водоему или водотоку они не имеют, а воду получают с помощью водопроводных сооружений и т.д. Например, для промышленных предприятий вода, подаваемая соответствующим водопользователем (к примеру, Мосводканалом), служит технологическим сырьем в процессе производства промышленной продукции. В свою очередь, граждане потребляют воду, поступающую по водопроводам, для различных питьевых и бытовых нужд.

Согласно ст. 29 ВК РФ 1995 г. водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, был обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с лицензией на водопользование и договором пользования водным объектом. В ВК РФ 2006 г. отсутствует статья по водопользователям, обслуживающим водопотребителей. Очевидно, что на базе в практике заключения договоров и выдачи решений о предоставлении водного объекта в пользование будут выработаны положения и требования, отражающие большое социально-экономическое значение таких водопользователей, как Мосводканал. Эти водопользователи кровно заинтересованы в сохранении чистоты воды: ведь они обязаны поставлять качественную воду. В сущности, это экологические барьеры города*.

________________
* Шевелева О. Ну нельзя же так жить! // Природно-ресурсные ведомости. 2006. Май. N 10 (294).

В дальнейшем реформа водного хозяйства и водного законодательства будет сказываться и на круге участников водных отношений. По прогнозам специалистов, возможно образование крупного хозяйствующего субъекта, который в масштабах всей страны осуществлял бы сервисные услуги и работы по водоснабжению, поддержанию качества вод - словом, обслуживал потребителей. Как надеются, МПР России будет эффективно регулировать деятельность этой коммерческой структуры, которая, в свою очередь, будет привлекать подрядчиков для осуществления конкретных проектов.

В ВК РФ 1995 г. не содержится подробного правового регулирования деятельности водохозяйственных организаций. В ходе разработки проекта ВК РФ 2006 г. предлагалось ввести понятие и определить статус объединения водопользователей. Они понимались как коммерческие организации, добровольно созданные водопользователями для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления. Данное предложение не было отражено в принятом ВК РФ. Но в ВК РФ отсутствуют и какие-либо запреты на объединения водопользователей, которые столь широко распространены в США и странах Евросоюза.

В то же время в Федеральном законе от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель"* самым общим образом предусматривается привлечение или создание специализированных организаций в области мелиорации. Это необходимо для того, чтобы мелиоративные системы не оставались без содержания и ремонта при распределении мелиорированной земли между физическими лицами. При всей своей немногословности данные нормы Федерального закона создают подспорье для дальнейшего нормотворчества (прежде всего регионального).

________________
* СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142.

Однако водное законодательство ближайшего российского соседа и партнера по СНГ Казахстана пошло по несколько другому пути и уделило подобным организациям большее внимание. В ст. 96-102 Водного кодекса Республики Казахстан 2003 г. весьма подробно регламентируется статус гидромелиоративного кондоминиума, необходимого для сельскохозяйственного использования водных объектов и водохозяйственных сооружений*. Конечно же, внимание к местным водохозяйственным организациям во многом объясняется засушливым климатом. Однако и в России есть южные районы с дефицитом вод. Поэтому в законодательстве маловодных субъектов РФ также было бы целесообразно уделить внимание, а при необходимости - стимулировать образование землепользователями таких мелиоративных объединений. Своеобразными участниками водных отношений выступают отраслевые организации. К их числу относятся крупные юридические лица: Росрыбхоз, осуществляющий масштабный рыбный промысел, или же Росохотрыболовсоюз - генеральный пользователь охотничье-рыболовных угодий (включая, разумеется, и акватории).

________________
* Издание Парламента Республики Казахстан. Астана: Издательство Аппарата Сената Парламента Республики Казахстан, 2003. С. 174-177.

Консультации и комментарии юристов по ст 7 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 7 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.