Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

1. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

2. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 69 ВК РФ

1-2. Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба водным объектам наступает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства Российской Федерации, вправе предъявлять федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральный орган в области охраны окружающей среды, федеральный орган исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии с Федеральным законом об охране окружающей среды загрязнение окружающей среды может рассматриваться как причинение ей имущественного вреда.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
За такой вред устанавливаются платежи, определяемые на основе базовых нормативов за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды. Это относится и к водным объектам. Такие нормативы были установлены утвержденным Правительством РФ 28 августа 1992 г. Положением N 632. Эти платежи не связываются с экологическим правонарушением, поскольку такое загрязнение является как бы разрешенным (лицензиями), т.е. не рассмативается как нарушение природоохранительного, в том числе водного, законодательства, и здесь не возникает вопрос о вине причинителя.

Указанные платежи не освобождают причинителей от возмещения вреда, возникшего в результате экологического правонарушения, т.е. уже по вине причинителя этого вреда. Это означает, что такой вред уже рассматривается как неправомерный, неразрешенный, возникший не в связи с разрешением (договором, решением, лицензией), а сверх или помимо них, виновный вред.

Трудности возникают на практике в связи с тем, что и в первом, и во втором случаях ущерб причиняется одинаковыми с объективной стороны (если брать без учета субъективной стороны) действиями, а именно загрязнением водных объектов путем выбросов, сбросов вредных веществ, размещением отходов. Только в первом случае эти действия не связываются с экологическим (водным) правонарушением, а во втором - увязываются с экологическим (водным) правонарушением.

Исключение составляют случаи причинения вреда гражданину или юридическому лицу и их имуществу источником повышенной опасности, т.е. без учета вины, или неблагоприятным воздействием окружающей природной среды (наводнения, селевые потоки), ибо здесь не встает вопрос об экологическом правонарушении.

Методика расчета размера вреда при разрешенном загрязнении применима к расчету (определению) размера вреда, причиняемого экологическим, в том числе водным, правонарушением. Он похож на таксовый порядок, и пока иного не изобретено, его можно применять по аналогии и при возмещении вреда, причиненного экологическим, в том числе водным, правонарушением.

Указанная специальная методика определена упоминаемым выше постановлением Правительства РФ N 632 от 28 августа 1992 г. Здесь имеются в виду лицензии на сброс, выброс, размещение отходов в установленных нормативах и плата за них также в установленных размерах. При отсутствии методик вред можно определять по фактическим затратам на восстановление нарушенных водных объектов.

Методика исчисления вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждена приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87. Настоящая методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.

Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам, осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов. Факт нарушения водного законодательства может быть также установлен в соответствии с извещением организацией-водопользователем контролирующих органов о сбросе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ, которые установлены нормативами допустимого сброса или лимитами сброса при его наличии. Исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения (п.5-6 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства).

Окружающая среда, как известно, включает в себя природные объекты (ресурсы): землю, леса, недра, воды, атмосферный воздух и др. Поэтому виновное причинение им вреда рассматривается как причинение вреда окружающей среде. Вопрос о возмещении вреда водным объектам, причиненного водным правонарушением, регулируется гражданским законодательством - Гражданским кодексом РФ, где предусматривается полное возмещение вреда, причиненного противоправным и виновным поведением причинителя вреда.

Противоправное виновное поведение причинителя вреда выражается в правонарушении. В отношении водных объектов среды это загрязнение, засорение, истощение водных объектов. Содержание этих понятий дано в настоящем ВК РФ и комментарии к нему, они даны также в учебниках и других трудах по экологическому и водному праву*.

________________
* См.: Боголюбов С.А. Экологическое право: учеб. для вузов. М.: Юристъ, 2004; Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда. М.: ИЗиСП, 2004.

Общее понятие экологического правонарушения применимо к водному правонарушению, которое является основанием гражданско-правовой, имущественной ответственности за причиненный водным объектам вред.

Причинителями вреда по закону являются юридические и физические лица. Причинителем вреда имуществу, здоровью граждан может быть и сама окружающая природная среда: ее стихийные силы, катастрофы (землетрясения, извержения вулканов, селевые потоки, оползни, затопления, цунами).

В этих случаях потерпевшие - те же юридические и физические лица, предприниматели, сама окружающая природная среда с ее объектами, ресурсами, взятыми как в отдельности, так и в совокупности.

Вред, причиняемый водным объектам, и вред, причиняемый их неблагоприятным физическим воздействием (стихийные бедствия, селевые потоки, наводнения), является по своему характеру тоже экологическим вредом. В результате такого вреда сама эта среда и ее объекты (воды), ресурсы утрачивают в той или иной мере свои экологические свойства (высокое качество, чистоту).

Общее основание ответственности - ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В ст. 1064-1083 Гражданского кодекса РФ предусматриваются общие положения о возмещении вреда: предупреждение причинения вреда; причинение вреда в состоянии крайней необходимости; ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником; ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет; ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; ответственность за совместно причиненный вред; право регресса к лицу, причинившему вред; способы возмещения вреда; учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред.

В ст. 1084-1093 Гражданского кодекса РФ предусматриваются положения, которые также могут иметь отношение к ответственности лиц за причинение ущерба водным объектам: возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств; объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья; определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья; возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия; возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца; последующее изменение размера возмещения вреда; увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни и увеличением минимального размера оплаты труда; платежи по возмещению вреда; возмещение вреда в случае прекращения юридического лица.

При возмещении вреда, причиненного имуществу, учитываются его стоимость или стоимость восстановления, а также упущенная выгода. Кроме того, практикуется страхование имущества.

Порядок возмещения ущерба здоровью граждан также вызывает ряд трудностей. При его определении необходимо учитывать больничный лист, расходы по лечению и уходу, документы лечебного учреждения, установить причинителя ущерба (ответчика), причинную связь и др. Если причинителей ущерба несколько, они несут солидарную ответственность. При стихийных бедствиях, кроме того, за счет государства потерпевшим в установленных случаях выплачиваются предусмотренные пособия, пенсии, другие выплаты, а также страховые выплаты из страховых фондов.

Организация и граждане вправе предъявлять исковые требования в арбитражный суд, а отдельные граждане - в народный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде (Федеральный закон "Об охране окружающей среды"). Решение суда или арбитражного суда о прекращении такой деятельности должно служить основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

В процесс бывают вовлечены эксперты, специалисты, сопоставляются мнения, нормы законодательства. Однако, пусть и редкие, победы истцов заканчиваются серьезным ущербом для злостных загрязнителей природной среды, в том числе водоемов, или даже их полным разорением*.

________________
* См.: Панкратов И.Ф., Жариков Ю.Г., Минина Е.Л. и др. Экология: юридический энциклопедический словарь / под ред. С.А.Боголюбова. М.: Норма, 2000.

Благодаря прессе такие победы становятся достоянием гласности, а осуждение загрязнителей нередко заканчивается отказом в кредитах, покупке их товаров населением. Многие загрязнители среды извлекают серьезный урок, предпочитая вкладывать средства в защитные мероприятия, а не ввязываться в обременительные тяжбы с общественностью. Граждане - индивидуально и особенно коллективно - начинают все активнее предъявлять иски, направленные на защиту их экологических прав и обеспечение благополучной окружающей природной среды, в том числе водных объектов.

Сделки, совершенные с нарушением водного и иного законодательства Российской Федерации, являются недействительными. Понятие сделок носит гражданско-правовой характер, и указанное положение продолжает предыдущие, закрепляя гражданско-правовые меры защиты водных прав, водных отношений и привлечения к имущественной ответственности за нарушения водного законодательства.

Консультации и комментарии юристов по ст 69 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 69 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.