Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства

1. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Комментарий к статье 68 ВК РФ

1-2. Административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством - Кодексом РФ об административных правонарушениях. Водные административные правонарушения, связанные с водными отношениями и соответствующими правоотношениями, - часть административных правонарушений.

В ст. 4 ВК РФ предусматриваются водные отношения, под которыми в ст. 5 ВК РФ 1995 г. подразумевались отношения в области использования и охраны водных объектов. Такая норма решает вопросы регулирования водных отношений в связи с регулированием отношений по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, подчеркивая, что эти отношения регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны вод.

Водное законодательство наряду с горным законодательством регулирует также отношения в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод. Таким образом, водные правонарушения включают собственно водные, т.е. направленные на нарушение водного правопорядка, и относительно, опосредованно водные, т.е. направленные на нарушение других аспектов и видов природопользования, тесно связанные с водными отношениями.

Водное законодательство регулирует вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией водохозяйственных и любых других объектов и сооружений, проведением работ на дне, влияющих на состояние вод. Во многих таких случаях может оказываться вредное воздействие на воды, что влечет за собой административную ответственность как за нарушение водного законодательства в соответствии с ч.1 ст. 68 ВК РФ.

В действующем ВК РФ нет перечня правонарушений и ответственности за них, как это было в ВК РСФСР 1972 г. и других прежних природоресурсных законах: концепция формирования российского законодательства предполагает сосредоточение перечня административных правонарушений в Кодексе РФ об административных правонарушениях, преступлений - в Уголовном кодексе РФ. Это должно способствовать укреплению законности, облегчению пользования кодифицированными актами, недопущению размытости правонарушений и разбросанности их по различным законам и отраслям права.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
В Кодексе РФ об административных правонарушениях имеется гл.8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования", где предусматриваются собственно водные правонарушения:
- ст. 8.9 "Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов";
- ст. 8.12 "Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов";
- ст. 8.13 "Нарушение правил охраны водных объектов";
- ст. 8.14 "Нарушение правил водопользования";
- ст. 8.15 "Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств";
- ст. 8.16 "Невыполнение правил ведения судовых документов".
Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования предусмотрены главой 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, к правонарушениям в области использования водных объектов относятся:
- нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);
- нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (8.12);
- нарушение правил охраны водных объектов (8.13);
- нарушение правил водопользования (8.14);
- нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (8.15);
- нарушение правил ведения судовых документов (8.16). Рассматривать дела о вышеперечисленных правонарушениях вправе государственные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный надзор в соответствующей сфере природопользования. В частности, правонарушения, предусмотренные ст. 8.9 КоАП РФ рассматриваются органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору), и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22 и 23.22.1 КоАП РФ). Правонарушения, предусмотренные ст. 8.12 - 8.14 КоАП РФ, могут рассматриваться как органами, осуществляющими федеральный и региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (ст. 23.23, 23.23.1 КоАП РФ), так и органами, осуществляющими государственный экологический надзор (23.29 КоАП РФ). Необходимо заметить, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 8.12, частью 8.13, ч.1 ст. 8.14, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении передает его на рассмотрение судье (ч.2 ст. 23.1 КоАП РФ).

К ним примыкает группа статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, например нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и(или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии и др. (ст. 8.17-8.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Относительно водными правонарушениями могут считаться статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях:
- 8.25 "Нарушение правил лесопользования";
- 8.29 "Уничтожение мест обитания животных";
- 8.31 "Нарушение требований к охране лесов";
- 8.33 "Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных";
- 8.35 "Уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений";
- 8.38 "Нарушение правил охраны рыбных запасов" и др.
К водным отношениям примыкают также следующие правонарушения, предусмотренные в Кодексе РФ об административных правонарушениях:
- ст. 8.2 "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами";
- ст. 8.3 "Нарушения правил обращения с пестицидами и ядохимикатами";
- ст. 8.4 "Нарушение законодательства об экологической экспертизе";
- ст. 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации";
- ст. 8.6 "Порча земель";
- ст. 8.10 "Нарушение требований по рациональному использованию недр";
- ст. 8.11 "Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр" и др.

Кроме того, водные отношения и водный правопорядок могут затрагиваться нормами гл.7 "Административные правонарушения в области охраны собственности", где предусматриваются:
- ст. 7.3 "Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)";
- ст. 7.5 "Самовольная добыча янтаря";
- ст. 7.6 "Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий";
- ст. 7.7 "Повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки;
- ст. 7.8 "Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения";
- ст. 7.10 "Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом";
- ст. 7.11 "Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии);
- ст. 7.20 "Самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений" и др. (см. комментарий к ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").

С нарушением правил и требований использования водных объектов также могут быть связаны административные правонарушения, предусмотренные:
- статьей 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов);
- ст. 7.5 КоАП РФ (самовольная добыча янтаря);
- ст. 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий);
- ст. 7.7 КоАП РФ (повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения;
- ст. 7.10 КоАП РФ (самовольная уступка права пользования землей недрами, лесным участком или водным объектом);
- ст. 7.11 КоАП РФ (пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения);
- ст. 7.20 КоАП РФ (самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения);
- ст. 8.29 КоАП РФ (уничтожение мест обитания животных);
- ст. 8.33 КоАП РФ (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов);
- ст. 8.35 КоАП РФ (уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений);
- ст. 8.36 (нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов);
- ст. 8.37 (нарушение правил охоты, иных правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства);
- ст. 8.38 КоАП РФ (нарушение правил охраны водных биологических ресурсов).

В условиях развития рыночной экономики и формирования разных, равноправных и равным образом защищаемых видов собственности привлечение к административной ответственности наряду с возможностями привлечения к уголовной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственностями за нарушения прав собственников, в том числе прав на водные объекты, может быть эффективным и иметь перспективный характер, особенно при увеличении штрафных санкций*.

________________
* См.: Боголюбов С.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Э.Н.Ренова. М.: Норма, 2002. С.156-159, 164-172, 179, 183, 194-253 (комментарии к гл.7 и 8 КоАП РФ).

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в соответствии с законом в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда.

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного на то государственного органа - федеральных агентств по водным ресурсам, по недропользованию, лесного хозяйства, санитарно-эпидемиологического надзора и др. в соответствии с предоставленной им компетенцией. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Если постановление отменяется, штраф не взыскивается (или возвращается). Наложение и взыскание штрафа не освобождают нарушителя от возмещения причиненного вреда.

Уголовный кодекс РФ принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г. и вступил в действие с 1 января 1997 г. Если в прежнем Уголовном кодексе 1960 г. экологические преступления были разбросаны по разным разделам, то в новом УК они выделены в самостоятельный раздел 26 "Экологические преступления". Непосредственно относящимися к водным отношениям можно считать ст. 250 и 252 Уголовного кодекса РФ.

Меры уголовного наказания, предусмотренные указанными статьями, отличаются большей широтой и разнообразием, чем в предыдущем Уголовном кодексе, и призваны обеспечить уголовно-правовую охрану водных объектов в Российской Федерации.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Однако этими нормами не исчерпывается перечень общественно опасных деяний, затрагивающих охрану водных объектов. В этой же главе 26 Уголовного кодекса РФ предусматриваются:
- ст. 246 "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ";
- ст. 247 "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов";
- ст. 253 "Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
- ст. 255 "Нарушение правил охраны и использования недр";
- ст. 256 "Незаконная добыча водных животных и растений";
- ст. 257 "Нарушение правил охраны рыбных запасов";
- ст. 259 "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";
- ст. 262 "Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов" и др.
К преступлениям, связанным каким-либо образом с использованием водных объектов, также можно отнести преступления, предусмотренные:
- ст. 246 "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ";
- ст. 247 "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов";
- ст. 253 "Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
- ст. 255 "Нарушение правил охраны и использования недр";
- ст. 256 "Незаконная добыча водных животных и растений";
- ст. 257 "Нарушение правил охраны рыбных запасов";
- ст. 258.1 "Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым мждународными договорами РФ";
- ст. 259 "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";
- ст. 262 "Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов"

Консультации и комментарии юристов по ст 68 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 68 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.