Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах

1. В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 87-ФЗ.
2. Часть утратила силу с 1 ноября 2013 года - Федеральный закон от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ
3. Часть утратила силу с 1 ноября 2013 года - Федеральный закон от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ
4. Часть утратила силу с 1 ноября 2013 года - Федеральный закон от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ
5. Донный грунт может использоваться для предотвращения негативного воздействия вод при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий таких ситуаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

(Часть дополнительно включена с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 87-ФЗ)

Комментарий к статье 67 ВК РФ

1. Согласно ст. 57 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7 "Об охране окружающей среды" порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия определяется законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций нормируется Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации*.

________________
* См.: Горбачев А.Н. Правовое регулирование в зонах экологического неблагополучия. М., 2000.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации, предусматривалось в ныне отмененном Законе РФ 1991 г. "Об охране окружающей природной среды", объявлялись участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

В зоне чрезвычайной экологической ситуации предписывалось прекращение деятельности, отрицательно влияющей на окружающую природную среду, приостановление работы предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничение отдельных видов природопользования, проведение оперативных мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации производится в первую очередь за счет средств предприятий, учреждений, организаций - непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального и республиканских бюджетов.

Зонами экологического бедствия предположительно объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Готовится в Государственной Думе РФ федеральный законопроект о зонах экологического бедствия, который, однако, сталкивается с трудностями своего прохождения и принятия в связи с напряженностью бюджета и неготовностью государства возлагать дополнительные обременения и обязательства на бизнес и предпринимательство, ограничивать каким-то образом рыночные отношения. В настоящее время на территории РФ действует Временный порядок объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденный приказом Минприроды РФ от 06.02.95 N 45. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, приостановка и предотвращение которых невозможны только за счет организационно-управленческого потенциала и материально-финансовых ресурсов данной территории (п.1.1 Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации).

Границы зоны чрезвычайной экологической ситуации определяются с учетом: административного деления, установленных границ хозяйственных объектов и комплексов (площадей земельного и горного отводов, размеров санитарно-защитных зон и т.д.).

Зона чрезвычайной экологической ситуации объявляется Указом Президента РФ.

Признаки чрезвычайной экологической ситуации, их качественные и количественные показатели оцениваются на основе Критериев оценки экологической обстановки территорий для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, утвержденных приказом Минприроды России 30.11.92 года (п.1.3-1.5 Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации).

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.) право пользования недрами, например, может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию на их пользование (ст. 20 Закона РФ "О недрах").

Обеспечение функционирования и дальнейшего развития российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению, создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, возложены на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ.

2. Предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия вод должно осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными собственниками водных объектов, которые обязаны принимать меры по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод:
- наводнения, затопления и подтопления;
- разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений;
- заболачивания и засоления земель;
- эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод Правительством РФ и(или) органами исполнительной власти субъектов РФ могут создаваться специальные комиссии, решения которых, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для всех граждан и юридических лиц.

Водопользователи в случае стихийных бедствий и аварий на водных объектах призваны принимать участие в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Указанные мероприятия проводятся по согласованию с федеральным уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда и с органами местного самоуправления.

Правительством РФ утвержден План взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации; ежегодно утверждается план основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; были утверждены Федеральная целевая программа "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"; Федеральная целевая программа "Защита от наводнений населенных пунктов, народно-хозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае".

3. Значительную угрозу представляет подтопление. В целях защиты городов, населенных пунктов, хозяйственных и других объектов от подтопления подземными водами, предотвращения аварийных ситуаций и улучшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки систематически принимаются постановления Правительства РФ, одобряются меры по защите от подтопления территорий Российской Федерации.

Среди них:
- разработка концепции защиты освоенных территорий России от подтопления и его неблагоприятных последствий;
- организация и введение с 1 января 1997 г. учета наличия и состояния подтопленных земель на территориях Российской Федерации;
- обеспечение контроля за соблюдением нормативных требований при использовании подверженных подтоплению земель, включая их застройку и эксплуатацию зданий и сооружений;
- разработка и осуществление неотложных организационных и инженерных мероприятий по защите территорий от подтопления;
- изучение процессов подтопления территорий промышленных районов и сельскохозяйственных земель.

Эту тему продолжают постановления Правительства РФ "О мерах по защите от подтопления территорий Российской Федерации", "О первоочередных мероприятиях по защите населения и предотвращению затопления хозяйственных и других объектов, расположенных на побережье Каспийского моря" и др.

Паводковые комиссии, создаваемые Правительством РФ и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления, являются наиболее распространенными из специальных комиссий для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Комиссиям предоставляются широкие права, в частности по приостановлению водопользования в соответствии с ВК РФ; внесению предложений и принятию решений, за неисполнение которых устанавливается и применяется административная ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях; ограничению прав собственности на водные объекты в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Требования по предупреждению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий предусматриваются в Градостроительном кодексе РФ*.

________________* Подробнее см.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / под ред. С.А.Боголюбова. М.: Проспект, 2006.

4. Наличие обильных водостоков как на европейской, так и на азиатской части России актуализирует проблемы предупреждения вредного воздействия вод. Наводнения на реках Лене и Кубани уже в ХХ1 в., повлекшие человеческие жертвы и принесшие значительный ущерб поселениям, имуществу, потребовали пересмотра отношения общества, государства к финансированию противопаводковых мероприятий, принятие срочных мер, предусмотренных водным законодательством.

Против виновных в невыполнении требований законодательства возбуждены уголовные дела, за короткий период с федеральной помощью восстановлен город Ленск в Республике Саха (Якутия), перенесены на более высокие места строения ряда поселений в Краснодарском крае. К выполнению требований комментируемой статьи должно быть приковано внимание правоприменителей.

Консультации и комментарии юристов по ст 67 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 67 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.