Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта

1. Использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте.

2. Использование поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 47 ВК РФ

1. Поверхностные водные объекты являются водными путями общего пользования, за исключением случаев, если их использование в этих целях полностью или частично запрещено либо они предоставлены в особое пользование (см. ст. 6 ВК РФ).

Несмотря на незначительный удельный вес в общем грузообороте, водный транспорт играет видную роль в народном хозяйстве Российской Федерации, особенно в экономике отдаленных регионов, где сеть дорог еще не развита.

Вместе с тем водный транспорт - один из наиболее существенных пользователей, а также источников загрязнения природных вод: образующиеся при прохождении судов волны вызывают взмучивание аллювиальных отложений на дне водоемов и разрушают берега; в результате накопления продуктов разрушения уменьшаются нагульные и нерестовые площади; за счет утечек либо аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, ветрового сноса пылевидных грузов с барж-площадок, добычи и перегрузки минерально-строительных материалов, слива подсланевых вод происходит загрязнение судоходных рек, водохранилищ и озер. Кроме того, на речных судах накапливается производственный и бытовой мусор, образуются значительные объемы хозяйственно-бытовых и фекальных вод.

Активное загрязнение акваторий, атмосферного воздуха и прилегающих к порту территорий происходит при перегрузочных операциях, а также при небрежном складировании и хранении навалочных грузов на береговых площадках вблизи уреза воды - это предопределяет необходимость выполнения мероприятий при эксплуатации речных судов и строгого соблюдения соответствующих норм.

Учитывая распространенность использования в нашей стране водных транспортных путей, российским законодательством предусматривается комплексная система соответствующего надлежащего использования и охраны водных объектов. В свое время постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 464 была утверждена федеральная целевая программа "Внутренние водные пути России" на 1996-2000 гг., целями которой являлись сохранение и модернизация сети внутренних водных путей, повышение надежности эксплуатации гидротехнических сооружений и безопасности судоходства.

В последнее время приобретает значение перемещение по водным объектам отходов и особенно опасных отходов. Такое транспортирование допускается при наличии паспорта отходов и специально оборудованными транспортными средствами в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления"*.

________________
* См.: Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Об отходах производства и потребления: постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.

Порядок транспортирования отходов на конкретных видах транспорта, требования к выполнению погрузочно-разгрузочных работ определяются стандартами (нормами и правилами), утверждаемыми государственными органами по надзору за безопасностью на соответствующем виде транспорта, согласованными с государственными органами РФ. С момента погрузки на транспортное средство и приемки груза юридическим или физическим лицом, осуществляющим транспортирование, и до выгрузки его в установленном месте из транспортного средства юридическую ответственность за безопасное обращение с ним несет транспортная организация, которой принадлежит данное транспортное средство.

Правила использования водных объектов для транспорта устанавливаются также такими нормативными правовыми актами, как Устав речного флота России, Положение о регистре речного флота России, Кодекс торгового мореплавания, Правила плавания по внутренним водным путям (ППВВП), Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС), постановления начальников морских, торговых и рыбных портов и другие правовые акты.

Кодекс РФ об административных правонарушениях и административное законодательство субъектов РФ содержат ряд норм об ответственности в комментируемой сфере водных отношений. К административным правонарушениям относятся нарушения правил, обеспечивающих безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов морского и речного транспорта, а также маломерных судов, что влечет наложение штрафа на граждан и должностных лиц. За выбрасывание за борт мусора и иных предметов также предусмотрено предупреждение или наложение штрафа.

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях и иным нормативным правовым актам выпуск в плавание маломерных судов, не зарегистрированных в установленном порядке, или не прошедших технического осмотра, или имеющих неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, или не укомплектованных снаряжением, или переоборудованных без соответствующего разрешения, а также допуск к управлению маломерными судами лиц, не имеющих права управления этими судами, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях и ином административном законодательстве предусматривается, что управление судном, в том числе маломерным, не зарегистрированным в установленном порядке, или не прошедшим технического осмотра, или не несущим бортовых номеров и обозначений, или переоборудованным без соответствующего разрешения, или имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания влечет предупреждение или наложение штрафа; управление судном, в том числе маломерным, лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления таким судном лицу, не имеющему права управления, влечет наложение штрафа.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и подзаконными актами превышение судоводителями маломерных судов установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах, повреждение гидротехнических сооружений или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков влечет предупреждение или наложение штрафа либо лишение права управления маломерным судном; нарушение судоводителями маломерных судов иных правил пользования маломерными судами влечет предупреждение или наложение штрафа.

По Кодексу РФ об административных правонарушениях и иным актам, управление судном, в том числе маломерным, судоводителем в состоянии опьянения, а также передача управления таким судном судоводителю, находящемуся в состоянии опьянения, влекут наложение штрафа или лишение судоводителя права управления судном; уклонение судоводителей от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение штрафа или лишение судоводителя права управления судном; управление судном, в том числе маломерным, на внутренних водных путях лицом, не имеющим права управления этим судном и находящимся в состоянии опьянения, или передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение штрафа; допуск к управлению судном, в том числе маломерным, лиц, находящихся в состоянии опьянения, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию судов.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях и иных актах административного законодательства устанавливается, что эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов без разрешения органов Государственной инспекции по маломерным судам или нарушение норм базирования маломерных судов, условий и технических требований для безопасной эксплуатации баз (сооружений), а равно содержание на указанных базах (сооружениях) не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов влекут наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.

Таким образом, приведенные нормы предусматривают административную ответственность за нарушения требований к использованию водных объектов для транспорта.

Кроме того, в административном законодательстве РФ и субъектов РФ устанавливаются санкции за нарушение правил:
- движения на морском транспорте;
- обеспечивающих безопасность пользования средствами морского транспорта;
- безопасности движения на речном транспорте;
- погрузки, разгрузки и складирования грузов в портах;
- пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях определяются органы морского и речного транспорта, органы охраны водных ресурсов, рыбоохраны, лесного хозяйства и т.п., полномочные рассматривать эти дела об административных правонарушениях.

Большинство плавательных средств являются маломерными, приводящими к значительному числу несчастных случаев на воде.

В России на учете в территориальных государственных инспекциях по маломерным судам (ГИМС) состоит более миллиона маломерных судов и тысячи баз (сооружений) для их стоянок.

В результате аварий с маломерными судами гибнут сотни человек; за год пресекаются десятки тысяч нарушений правил пользования маломерными судами и сотни нарушений правил пользования базами (сооружениями) для их стоянок. Все это (с учетом роста маломерного флота, увеличением рекреационных потребностей морей и нагрузок на воды) предопределяет необходимость регулирования порядка использования вод для плавания на маломерных судах.

Надзор за правильным пользованием маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и во внутренних морских и территориальных водах и базами (сооружениями) для их стоянок в целях обеспечения безопасности плавания этих судов, укрепления правопорядка на водоемах, охраны жизни людей на воде и окружающей среды осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам РФ МЧС России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"*.

________________
* СЗ РФ. 2004. N 52 (ч.2). Ст. 5499.

ГИМС проводит регистрацию, учет и техническое освидетельствование указанных судов и других водных транспортных средств, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок.

Рядом нормативных правовых актов регулируются отношения по использованию водных объектов для плавания на маломерных судах.

Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 502, содержат общие обязанности судоводителей и судовладельцев, порядок регистрации, эксплуатации, оснащения спасательными и противопожарными средствами маломерных судов и баз (сооружений) для их стоянок, перечень неисправностей, при наличии которых запрещается плавание маломерных судов, включают права ГИМС, правила аттестации граждан на право управления маломерным судном, учета и технического освидетельствования судов и баз их стоянок*.

________________
* См.: Российская газета. 2005. 14 сент.

Приказом МЧС России утвержден Перечень должностных лиц ГИМС, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях*.

________________
* См.: Российская газета. 2005. 30 июня; Боголюбов С.А., Краюшкина Е.Г. Комментарий к Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации". М.: Юстицинформ, 2003.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Правила использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 882. Использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), кроме разового взлета, разовой посадки, осуществляется на основании и условиях договора водопользования, заключаемого в установленном порядке, и в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ. Использование водных объектов для разового взлета, разовой посадки, в том числе при проведении аварийно-спасательных работ и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания врачебной помощи, доставки почтовых грузов в труднодоступные или отдаленные местности и в других подобных случаях, не требующее обустройство акватории водного объекта и ее разметки для взлета, посадки воздушных судов, осуществляется в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах (п.2-3 Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов).

2. Развитие и распространение воздушных судов (легких самолетов, вертолетов, тяжелых дельтопланов и др.), принадлежащих физическим и юридическим лицам на правах частной собственности, учащение аварий с ними обусловливают наведение порядка в их применении и использовании ими водных объектов для взлета и посадки воздушных судов.

Консультации и комментарии юристов по ст 47 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 47 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.