Статья 45. Использование водохранилищ

1. Использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водохранилищ, включающими в себя правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.

2. Правилами использования водных ресурсов водохранилищ определяется режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ. Правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ определяется порядок использования их дна и берегов. Установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями настоящей статьи.

3. Перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более десяти миллионов кубических метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование), устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Часть утратила силу с 18 июля 2008 года - Федеральный закон от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ.

5. Использование водохранилищ, не указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с типовыми правилами использования водохранилищ, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Правила использования водных ресурсов водохранилища должны содержать:
1) характеристики гидроузла, водохранилища либо нескольких водохранилищ или каскада водохранилищ и их возможностей, позволяющих регулировать уровень воды в водохранилищах;
2) основные параметры и характеристики водохранилища, в том числе нормальный водоподпорный уровень, морфометрические, гидравлические, гидрологические и термические характеристики;
3) состав и краткое описание гидротехнических сооружений основного гидроузла (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), судопропускных сооружений, рыбозащитных и рыбопропускных сооружений, а также сооружений, расположенных в акватории водохранилища и на специально отведенной территории водохранилища (водозаборных, водовыпускных сооружений, насосных станций, дамб, берегозащитных сооружений, объектов водного транспорта и других сооружений, функционирование которых оказывает воздействие на водный режим водохранилища);
4) основные характеристики водотока (режим поступления вод и режим стока вод, сведения о водосборной площади, границы водохранилища, регулирующего водный режим, координаты гидротехнических сооружений и величины потерь стока вод);
5) требования о безопасности водоподпорных сооружений, образующих водохранилище, о безопасности жителей и безопасности хозяйственных объектов в прибрежной зоне водохранилища и на нижележащем участке водотока;
6) объем водопотребления;
7) порядок регулирования режима функционирования водохранилища, в том числе для предупреждения аварий и иных чрезвычайных ситуаций в Единой энергетической системе России и при ликвидации их последствий;
8) порядок оповещения органов исполнительной власти, водопользователей, жителей об изменениях водного режима водохранилища, в том числе о режиме функционирования водохранилища при возникновении аварий и иных чрезвычайных ситуаций;
9) порядок проведения работ и предоставления информации в области гидрометеорологии;
10) сведения о действиях, осуществляемых при возникновении аварий и иных чрезвычайных ситуаций, и перечень соответствующих мероприятий.

7. Правила использования водных ресурсов водохранилищ могут включать в себя необходимые материалы в графической форме и формы необходимых документов.

8. Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища должны содержать:
1) краткое описание водохранилища и гидротехнических сооружений, их основные параметры;
2) сведения о зонах воздействия водохранилища (зоне постоянного затопления, зоне периодического или временного затопления, зоне повышения уровня грунтовых вод, зоне возможного изменения берегов водохранилища, зоне климатического воздействия водохранилища, зоне воздействия многолетнего, сезонного, недельного, суточного регулирования поверхностного стока вод в водный объект ниже гидроузлов);
3) перечень мероприятий, осуществляемых при эксплуатации водохранилища в зимний период и в период пропуска паводков;
4) перечень мероприятий, осуществляемых при эксплуатации водохранилища в случае возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций (ливневый паводок, штормовой ветер, сложная ледовая обстановка, пропуск вод в катастрофически большом количестве, землетрясение и другие);
5) ограничения эксплуатации водохранилища и перечень мероприятий по поддержанию надлежащего санитарного и технического состояния водохранилища, перечень мероприятий, осуществляемых в акватории водохранилища, его водоохранной зоне и в зоне водного объекта ниже плотины в связи с использованием водохранилища для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыболовства и охоты, рекреационных целей, для целей водного транспорта, сплава древесины и других целей, а также перечень мероприятий по предупреждению заиления (в том числе очистка от наносов, зарастания, меры по борьбе с цветением воды), по предотвращению поступления загрязняющих веществ и микроорганизмов в водохранилище, по обустройству берегов водохранилища, зоны водного объекта ниже плотины в соответствии с требованиями их хозяйственного использования и требованиями охраны окружающей среды;
6) порядок организации ремонтно-эксплуатационных работ;
7) порядок осуществления наблюдений за состоянием водохранилища (изменением стока вод, температурой воды, испарением, фильтрацией, химическим и биологическим составами воды, толщиной льда, движением наносов, заилением, изменением берегов и другими явлениями);
8) учет использования водных ресурсов водохранилища;
9) перечень способов наблюдений за техническим состоянием водохранилища и входящих в его состав сооружений, порядок осуществления таких наблюдений.

9. Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ могут включать в себя материалы в графической форме.
10. Разработка, согласование и утверждение правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 45 ВК РФ

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
1. Использование водохранилищ осуществляется с учетом интересов других водопользователей и соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

Организации, эксплуатирующие гидроэнергетические и гидротехнические сооружения на водохранилищах и других водоемах, обеспечивают режим наполнения и сработки водохранилищ, соблюдая приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных ресурсов.

Если вследствие изменения естественного уровня водных объектов, возникшего в результате наполнения и сработки водохранилищ, нанесен ущерб гражданам и юридическим лицам, виновные должны его возместить в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ряд терминов и понятий, используемых в комментируемой статье, разъясняется наряду со ст. 1 ВК РФ в государственных стандартах и правилах, согласно которым водохранилище - искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке, использованием естественной или искусственной впадины на поверхности земли либо обвалованием части территории с целью хранения воды и регулирования стока. Основными параметрами водохранилища являются объем, площадь зеркала и амплитуда колебания уровней воды в условиях его эксплуатации (ГОСТ 19179-73, п.177; СТ СЭВ 2261-80, п.3).

Водохранилища бывают буферные, годового (сезонного, месячного, недельного, суточного) регулирования, многолетнего регулирования; для водоснабжения населения, для задержания сточных вод, для целей лесосплава, орошения, промышленного водоснабжения, рекреации; долинные, наливные; противопаводочные, резервные, компенсирующего регулирования, комплексного назначения, наносозадерживающие.

Гидротехническим сооружением считается сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод (ГОСТ 19 185-73, п.48). Там же предусматриваются: гидроэнергетика (п.23), гидроузел (п.49), комплексный гидроузел (п.50), гидроэлектростанция (п.65) и т.п. Правовое регулирование в этой области осуществляется Федеральным законом 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений". Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ" устанавливается порядок эксплуатации водохранилищ*.

________________
* См. также: Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" / под ред. С.А.Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003 (СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 3054).

До утверждения в соответствии со статьей 45 Водного кодекса Российской Федерации правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, но не позднее чем до 1 января 2015 года допускается применять разработанные и утвержденные до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации правила эксплуатации водохранилищ (статья 6.3 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ").

Перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более 10 млн. куб. метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование), утвержден распоряжением Правительства РФ от 14.02.2009 N 197-р.

Типовые правила использования водохранилищ, утверждены приказом Минприроды России от 24 августа 2010 года N 330. В соответствии с настоящими типовыми правилами осуществляется использование водохранилищ, не включенных в перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более десяти миллионов кубических метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 197-р.

Таким образом, в настоящее время в отношении водохранилища, включенного в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14.02.2009 N 197-р, должны быть разработаны правила использования соответствующего водохранилища в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 N 349. Если эти правила пока не разработаны, допускается применять в отношении такого водохранилища разработанные и утвержденные до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации правила эксплуатации водохранилищ. По отношению к водохранилищу, не включенному в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14.02.2009 N 197-р, применяются Типовые правила использования водохранилищ, утвержденные приказом Минприроды России от 24 августа 2010 года N 330.

Положение о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утверждено постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 N 349.
Методические указания по разработке правил использования водохранилищ, утверждены приказом Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 26.01.2011 N 17.

2. Решение любой крупной водохозяйственной проблемы сопровождается определенными изменениями естественных природных условий. Особенно существенное воздействие на экосистему бассейна как по масштабам, так и по глубине оказывает гидроэнергетическое строительство. Его влияние заключается в затоплении и подтоплении значительных территорий, изменении ландшафтов и климата, структуры биоценозов.

Следствием антропизации реки при использовании ее в целях гидроэнергетики является изменение качества воды, гидрологического, термического и ледового режимов, режима наносов, что сказывается на способности водотока к самоочищению, а также на условиях существования гидробионтов и околоводных животных. Большинство из перечисленных изменений происходит уже в период строительства гидроузла и образования водохранилища.

Его эксплуатация связана с механическим, химическим и тепловым загрязнением водотока непосредственно от сооружений гидроузла, а также с изменением гидрологического режима в периоды наполнения и сработки водохранилища. Последствия данного вида хозяйственной деятельности проявляются как в верхнем, так и в нижнем бьефах, а их масштабы и интенсивность зависят от рельефа, топографии, геологии и гидрологии в створе гидроузла, от климата, параметров водохранилищ, режимов эксплуатации ГЭС.

При неблагоприятном стечении обстоятельств нарушения, сопутствующие гидроэнергетическому строительству, могут вызвать деградационные процессы в природных структурах и экосистемах, резкое изменение природно-ресурсного потенциала, глубокие перемены в окружающей человека природной среде. Для того чтобы ослабить негативные последствия гидроэнергетического строительства и способствовать формированию новой устойчивой экосистемы, необходимо решать ряд достаточно сложных задач.

Основные из них включают: прогноз воздействия строящегося объекта на окружающую среду; установление изменений свойств прилегающего к гидроузлу и водохранилищу природного комплекса при соответствующих изменениях режимов эксплуатации гидроузла; разработку комплекса инженерно-технических, биологических и социально-экономических мероприятий, предотвращающих нежелательные воздействия на экосистемы; разработку системы мер управления экологическими объектами при антропогенных воздействиях, связанных с эксплуатацией водохранилища и гидроузла (см. также комментарий к ст. 62 настоящего Кодекса).

3-5. Экологические аспекты должны быть учтены как на предпроектной стадии - при выборе типа водохранилища и гидроузла и его территориального размещения, так и на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации. Прогноз воздействия на геоэкосистему водосбора в любом случае будет иметь вероятностный характер, поскольку при современном уровне научных знаний невозможно предвидеть с большой точностью изменение водности рек и предсказать характер преобразований, происходящих в водных экосистемах.

Возможные масштабы воздействия на окружающую среду водохранилища и гидроэнергетического объекта в основном зависят от их типов, размеров и условий, в которых они сооружаются. Существующие в настоящее время типы гидроузлов: плотинные, деривационные, плотинно-деривационные - по-разному воздействуют на природную среду в целом и на отдельные природные объекты.

На равнинных реках, уклоны которых малы по сравнению с горными, концентрация гидроэнергии выполняется главным образом по плотинной схеме. Площади зеркала водохранилищ плотинных гидроузлов могут составлять десятки и даже сотни тысяч квадратных километров, что существенно скажется на природных условиях в районе создания гидроузла.

При энергетическом использовании горных и предгорных рек, с относительно большими уклонами дна, применяются являющиеся самыми экономичными деривационные схемы концентрации напора. Ущерб, причиняемый землям и природным объектам от затопления, по данной схеме значительно меньше. Свои особенности имеет каскадное использование водотока. Оно может оказаться экономически менее эффективным, чем использование мощности всего водотока на одной ГЭС.

Однако разбивка водотока для энергетических целей на ступени может быть оправдана, поскольку снижается площадь затопляемых земель. Вместе с тем при наличии каскада водохранилищ особое значение приобретает изменение качества воды в зависимости от гидрологических режимов. Возможно как положительное, так и отрицательное влияние вышележащего водохранилища на качество воды в нижележащем.

Таким образом, для снижения негативных антропогенных эффектов должна быть выработана концепция планирования территориального размещения и выбора типа новых гидроэнергетических объектов с учетом не только экономических, но и экологических возможностей. На этапе проектирования гидроузла также должны быть разработаны мероприятия, предотвращающие неблагоприятные последствия.

К таким мероприятиям можно отнести:
- выбор места (створа) плотины и отметки НПУ, обеспечивающей наименьшие площади затопления земель;
- санитарную подготовку земель к затоплению, включающую сведение леса, перенос кладбищ, скотомогильников, обеззараживание земель;
- защиту земель от затопления посредством обвалования;
- уборку территории по окончании строительства;
- создание приемлемой ландшафтной обстановки в районе гидроузла;
- защиту земель от подтопления посредством берегового дренажа и мелиорации;
- разработку режима водохранилищ.

Важным моментом гидроэнергетики является ландшафтное проектирование, предусматривающее создание эстетически ценных ландшафтов, формирование береговой линии водохранилищ, привлекательной для водоплавающих птиц и околоводных животных, а также использование конструкций рыбоходов, приближенных к карповым, естественным.

На стадии проектирования гидроузла должны быть рассмотрены технологии, применяемые для его строительства. Любая технология влечет за собой изменение ландшафта, фауны, флоры, качества воды и гидрологического режима. Оценка технологий, применяемых при строительстве гидроузлов, должна исходить из следующих положений:
- применяемые технологии должны обеспечивать возможность создания сооружений, надежность и безопасность которых соответствует принятым в проекте положениям;
- технологии должны предусматривать экономное использование местных строительных материалов и как можно меньшую производственную базу. В этом случае бетонные плотины имеют преимущества перед грунтовыми, так как объем последних при одной и той же высоте в 5-10 раз больше;
- желательно, чтобы технология возведения сооружений предусматривала возможность использования промышленных отходов, загрязняющих природную среду.

6-8. Воздействия гидроэнергетических объектов в процессе эксплуатации на экосистемы бассейна и водотока проявляются в чередовании процессов затопления и освобождения прилегающих земель от воды, в колебаниях подтопления земель, расходов и уровней в нижнем бьефе, загрязнении вод непосредственно от сооружений гидроузла. Указанные воздействия негативно отражаются на рыбопродуктивности и продуктивности пойменных и богарных земель. Смягчить последствия колебания расходов и уровней можно, определив экологический гидрограф и расход воды в нижнем бьефе, которые интегрируют водное благополучие всех компонентов водосбора.

Режим водохранилищ, предусматриваемый в правилах использования водных ресурсов водохранилища, определяется видом регулирования стока (суточное, недельное, сезонное, многолетнее), а также требованиями, предъявляемыми к нему участниками, совместно использующими водные ресурсы. Наиболее просто организовать эксплуатацию водохранилищ одноцелевого назначения. Они создаются в том случае, когда пользователь предъявляет жесткие требования к качеству воды, режиму эксплуатации водохранилищ, охране их прибрежной зоны. Это относится к водохранилищам питьевого водоснабжения и промышленного рыбоводства.

Однако большинство водохранилищ имеют комплексное назначение, и согласование разнообразных интересов пользователей вызывает трудности. Гидроэнергетика, ирригация, транспорт, рыбное хозяйство часто предъявляют противоречивые требования к режиму эксплуатации водохранилищ. Для организации рационального использования водохранилищ разрабатываются определенные правила, нацеленные на решение задач по рациональному удовлетворению водой и энергией водопотребителей; обеспечению безопасности подпорного сооружения и безопасности населения в верхнем и нижнем бьефах.

Для ситуаций нормальной и экстремальной эксплуатации водохранилищ разрабатываются диспетчерские графики, регламентирующие порядок пропуска высоких вод и режим отдач с наступлением половодья. При разработке режима эксплуатации водохранилищ должны быть учтены требования экологического благополучия гидробионтов, околоводных животных и птиц как в нижнем, так и в верхнем бьефах подпорного сооружения.

Правила по Иваньковскому водохранилищу на реке Волге и ряду других российских водохранилищ были в свое время утверждены Минводхозом, Минрыбхозом, Минсельхозом, Госкомлесом, Минздравом СССР и Советом Министров РСФСР. В них входили разделы об ограничении и запрещении отдельных видов деятельности в водоохранной зоне водохранилища, о правилах его использования для целей отдыха и туризма, об использовании прилегающих земель, лесов, рыбных запасов, организации и координации действий по благоустройству, о государственном контроле за выполнением Правил.

Основные правила использования водных ресурсов Саратовского водохранилища, например, были рассмотрены, кроме того, в Министерстве энергетики и электрификации и Госкомгидромете СССР, Минречфлоте и Минжилкомхозе РСФСР, органах исполнительной власти Куйбышевской, Саратовской и Ульяновской областей. В Правилах, в частности, отражались колебания водного баланса гидроузла в среднем за 1914-1915, 1939-1940 гг., режимы использования водных ресурсов в период весеннего половодья, летне-осенней межени, зимней межени, внутрисуточное и внутринедельное использование водных ресурсов водохранилища.

9. Экологические требования к энергетическим объектам предусматриваются в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" и других нормативных правовых актах, согласно которым правила эксплуатации и благоустройства водохранилищ могут включать материалы в графической форме, а при размещении, проектировании, строительстве гидроэлектростанций должны быть учтены реальные потребности в электроэнергии данного региона, рельеф местности для размещения объекта, меры по максимальному сохранению земель и лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и культуры, эффективной охране рыбных запасов, своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почвы при расчистке и затоплении ложа водохранилища, по недопущению отрицательных изменений в окружающей природной среде*.

________________
* См.: Комментарий к Федеральному закону "О гидрометеорологической службе" / рук. авт. колл. С.А.Боголюбов. СПб.: Росгидрометеоиздат, 2002.

Консультации и комментарии юристов по ст 45 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 45 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.