Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод

1. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.
2. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты:(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

1) содержащие природные лечебные ресурсы;
2) отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

3. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах:(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

1) зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
2) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
3) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

4. Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

Комментарий к статье 44 ВК РФ

1. Легальные, т.е. приобретающие силу закона, определения дренажных и сточных вод предусматриваются в ст. 1 ВК РФ. Под сточными водами в научной и справочной литературе понимаются воды:
1) отводимые после использования в производственном процессе и в ближайшее время не используемые для данного процесса (ИСО 6107/1-1986, п.1.2.1);
2) атмосферные осадки, отводимые канализационной сетью или сбрасываемые в водный объект, свойства которых были ухудшены в результате человеческой деятельности;
3) с судов в соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) (СТ СЭВ 3543-82, п.16);
4) отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека (ГОСТ 17.1.1.01-77, п.29).

Дренажем считается устройство для сбора и отвода профильтрованных и подземных вод (ГОСТ 19185-73, п.12). При осушении земель могут образовываться дренажные воды, т.е. воды, поступившие в результате осушения земель в осушительную сеть (ГОСТ 26967-86, п.72), и дренажный сток, т.е. сток дренажных вод по осушительной сети (ГОСТ 26967-86, п.70)*.

________________
* См.: Стандартные термины в водном хозяйстве: справочник. М.: МПР России, 1999.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
2. Не желателен сброс сточных и дренажных вод в места туризма, спорта и массового отдыха населения; в места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб; в места обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и растений.

Сброс сточных и дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен в соответствии со ст. 41 настоящего Кодекса.

3. При возникновении угрозы здоровью населения или существованию водных и околоводных животных и растений федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, управления использованием и охраной водного фонда приостанавливают сброс сточных и дренажных вод вплоть до прекращения эксплуатации хозяйственных и других объектов и уведомляют об этом Правительство РФ, органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и органы местного самоуправления.

В другие водные объекты, не перечисленные в данной статье ВК РФ, согласно действующему законодательству сброс сточных и дренажных вод может производиться на основании договоров о водопользовании и решений о предоставлении водных объектов в пользование в соответствии с установленными предельно допустимыми нормативами (лимитами водоотведения) и иными правилами водопользования, установленными в ВК РФ.

Лимиты водоотведения представляют собой предельно допустимые объемы сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок. Они рассчитываются с учетом производственных мощностей источника загрязнений, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий в сбросах, исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Нормативы предельно допустимых сбросов по химическим веществам утверждаются уполномоченными Правительством РФ государственными (федеральными) органами управления использованием и охраной водного фонда; по микроорганизмам и биологическим веществам - федеральными органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Предусматриваются два вида нормативов сбросов: предельно допустимые и временно согласованные. Величины временно согласованных сбросов устанавливаются для источников загрязнений, которые не в состоянии обеспечивать нормативы предельно допустимых сбросов. Для перехода на нормативы предельно допустимых сбросов они должны выполнять разработанные планы снижения сбросов до предусмотренных предельно допустимых величин.

Сброс сточных и дренажных вод допускается на основании договора-решения, оформляемого уполномоченным Правительством РФ государственным (федеральным) органом управления использованием и охраной водного фонда - Федеральным агентством водных ресурсов. В них содержатся сведения о лимитах водоотведения, а также определяются другие условия пользования водным объектом. В случае отсутствия оформленного в установленном порядке договора-решения на сброс вся масса загрязнений учитывается как сверхлимитная.

Лимиты водоотведения могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных объектов. Изменение лимитов требует внесения в установленном порядке изменений в договор-решение на водопользование.

Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383 утверждались "Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распределительной лицензии", действие которых распространяется на все виды пользования водными объектами, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации*.

________________
* СЗ РФ. 1997. N 14. Ст. 1636.

В настоящее время становится актуальным разграничение собственности на воды, землю и иные природные ресурсы на собственность государственную (федеральную, региональную - субъектов РФ), муниципальную и частную, в зависимости от которой происходит и осуществляется процесс согласования, предоставления водных объектов в пользование, оплаты и лимитирования комментируемой деятельности по субъектам, объектам, условиям и ограничениям водопользования*.

________________
* См.: Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" / под ред. С.А.Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003.

4. Законодательством Российской Федерации предусматривается охрана водных объектов от загрязнения и засорения с судов и иных средств и сооружений, используемых на поверхности водных объектов. Так, не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах.

Предотвращение загрязнения водных объектов с судов и иных средств и сооружений, используемых на поверхности водных объектов, осуществляется путем оборудования их специальными емкостями для сбора загрязнений и сдачи на береговые очистные сооружения; сбора загрязнений с судов и иных средств и сооружений специальными судами; применения автономных судовых установок для полной биологической очистки сточных вод.

Мусор, пищевые отходы и отбросы собираются на судах и иных средствах и сооружениях в бочках и контейнерах и доставляются на береговые сооружения по сбору отходов. Специальными судами собирается плавающий мусор. Пролитая нефть и масла локализуются, собираются и обезвреживаются.

Собственники и владельцы судов и иных плавучих средств и сооружений, используемых на поверхности водных объектов, согласуют с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти: размещение береговых устройств для приема сточных, балластных, лояльных и подсланевых вод с судов водного транспорта; головные типы судов, намеченные к использованию для сбора сточных вод от объектов водного транспорта; устройства для предотвращения утечки продуктов из продуктопроводов, а также головные виды водного транспорта.

Особый порядок установлен для охраны внутренних морских вод, территориальных вод, открытого моря от загрязнения веществами, вредными для здоровья людей и живых ресурсов моря. Охрана морей в Российской Федерации является важной частью программы охраны водных объектов от загрязнения.

Российская Федерация присоединилась к Конвенциям о защите Черного моря от загрязнения от 21 апреля 1992 г., об охране морской среды Балтийского моря от 9 апреля 1992 г., по охране и использованию водотоков и международных озер, подписанной в Хельсинки 17 марта 1992 г. Как правопреемник бывшего Союза ССР Российская Федерация выполняет положения Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.

Морские суда, судоремонтные базы, порты оборудуются устройствами, предотвращающими загрязнение моря.

Действующим законодательством капитаны судов и других плавучих средств обязываются: соблюдать допустимые концентрации вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря веществ в сбрасываемых смесях; вести в судовых документах регистрацию операций с нефтью, нефтепродуктами и другими вредными для здоровья людей и живых ресурсов моря веществами; руководствоваться утвержденными перечнями отходов и других материалов, сброс которых запрещается либо допускается по специальному разрешению, а также осуществлять другие установленные законодательством меры, направленные на предупреждение загрязнения морей.

Лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности, а также квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации, являющиеся частью лимитов, до утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (но не позднее чем до 1 января 2015 года) устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов (п.1 постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 223 "О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод").

Лимиты устанавливаются на период с 2010 по 2012 год и на период с 2013 по 2014 год с разбивкой по годам на основании сведений и предложений, представляемых в Федеральное агентство водных ресурсов его территориальными органами, водохозяйственных балансов, сведений о водном объекте и водопользовании, в том числе содержащихся в государственном водном реестре и формах федерального государственного статистического наблюдения за использованием воды, сведений о заборе (изъятии) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков с учетом режима, состояния, физико-географических, морфометрических и других особенностей водного объекта. Квоты устанавливаются на период с 2010 по 2012 год и на период с 2013 по 2014 год с разбивкой по годам на основании заявок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на установление квот (п.2-3 постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 223 "О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод").
Федеральное агентство водных ресурсов устанавливает лимиты и квоты и доводит их до сведения субъектов Российской Федерации, изменяет установленные лимиты и квоты в связи с изменением состояния, режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей водного объекта, а также при обращении уполномоченных органов о необходимости (с обоснованием) изменения установленных квот.

Приказом Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 17.12.2007 N 333, утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

При разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод и квоты сброса сточных вод устанавливаются указанными схемами (п.6 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 883).
Для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов устанавливаются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 393.

Организация, осуществляющая водоотведение, либо уполномоченная ею организация должна осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525.

При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: а) отбор проб сточных вод; б) последующий анализ отобранных проб сточных вод (п.2-3 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525).

Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утверждено постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 N 317.

Консультации и комментарии юристов по ст 44 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 44 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.