1. Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
2. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
3. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
4. На территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.
Комментарий к статье 43 ВК РФ
1. Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.
Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Ключевыми органами здесь являются Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию и др.
Понятия "поверхностных" и "подземных" вод раскрываются в ст. 5 ВК РФ. Питьевое водоснабжение является важнейшим элементом жизнеобеспечения городов, системы водообеспечения и водоотведения. Как правило, включает водоисточники, системы водоподготовки природной воды до норм, обеспечивающих возможность ее использования для питьевых нужд, системы транспортирования использованных (сточных) вод на городские очистные сооружения, очистные сооружения городских сточных вод, водохозяйственные системы промышленных и агропромышленных предприятий.
Использование единой разводящей сети для удовлетворения нужд и населения, и промышленности делает необходимым поставку воды высокого качества, что, в свою очередь, ведет к перерасходу реагентов, электроэнергии, трудовых и финансовых ресурсов. Жители России потребляют воды в два раза больше, чем жители других европейских и иных развитых стран.
2. Зоны и округа санитарной охраны водных объектов предусматриваются также в ст. 64 ВК РФ.
Для лучшего понимания приводимых в комментируемой статье понятий полезно сослаться на справочник "Стандартные термины в водном хозяйстве" (под ред. Н.Н.Михеева. М.: МПР России, 1999), согласно которому:
- термин "водоснабжение" имеет два смысла: 1) подача воды потребителям; 2) совокупность мероприятий и сооружений, обеспечивающих забор, подготовку, аккумулирование, подачу и распределение воды для нужд населения и промышленности;
- источник - естественный сосредоточенный выход подземных вод непосредственно на поверхность земли или под водой;
- питьевая вода - вода, качество которой пригодно для питья;
- подземное питание - приток подземных вод в водотоки и водоемы;
- резервное водохранилище - водохранилище, являющееся резервным источником водоснабжения в случае перебоев подачи воды из источников регулярного водоснабжения.
Авторский комментарий (актуален на 2007 год) |
Комментарий эксперта (актуален на 2013 год) |
Организации питьевого водоснабжения и органы, осуществляющие надзор за соответствием качества питьевой воды установленным нормативным требованиям, призваны систематически, не реже одного раза в месяц информировать потребителей питьевой воды о соответствии ее нормативам качества. В случаях выявления несоответствия и угрозы состоянию здоровья людей собственники систем питьевого водоснабжения и организации водоснабжения немедленно информируют об этом потребителей с указанием сроков устранения выявленного несоответствия, а также о мерах предосторожности (о способах дополнительной обработки воды либо месте и времени отпуска надлежащей питьевой воды).
Информация о качестве питьевой воды осуществляется бесплатно средствами массовой информации. Информация о возможных перебоях в поставках питьевой воды осуществляется организациями питьевого водоснабжения и органами жилищно-коммунального хозяйства. Организация и контроль обеспечения своевременной информацией и извещение потребителей о качестве и о перебоях подачи воды возлагаются на органы местного самоуправления. При централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование. При нецентрализованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом. Централизованные системы водоснабжения являются основными в осуществлении бесперебойного обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой и относятся к особо важным объектам жизнеобеспечения. Организации питьевого водоснабжения, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем, обязаны: осуществлять производственный контроль качества подаваемой потребителям питьевой воды; обеспечивать режим бесперебойной подачи питьевой воды в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения и предприятий пищевой промышленности; не допускать, когда это влечет нарушение режима бесперебойного обеспечения питьевой водой населения, подачу питьевой воды для производственных нужд предприятий, технологические процессы которых не требуют использования питьевой воды. Пользователи централизованных систем питьевого водоснабжения заключают договоры с организациями питьевого водоснабжения, в которых предусматриваются: режим подачи питьевой воды (бесперебойный либо почасовой, по графику); количество подаваемой воды (в соответствии с нормами водообеспечения либо лимитированное); гарантии качества питьевой воды (постоянное соответствие установленным нормативным требованиям); осуществление пользователем инструментального и документального учетов расхода питьевой воды; своевременность оплаты в соответствии с установленным тарифом; условия предъявления взаимных претензий и ответственность сторон. Объективность и достоверность подтверждения соответствия продукции установленным в стандартах требованиям обеспечивается соблюдением принципов компетентности и независимости в системе органов сертификации и испытательных лабораторий на основе их аккредитации: обязательным условием аккредитации является учет установленных критериев, в частности наличие прогрессивной, оснащенной современным оборудованием испытательной базы. Собственники нецентрализованных и автономных систем питьевого водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, самостоятельно решают вопросы обеспечения исправности систем и контроля за качеством воды. Системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах являются неотъемлемой частью этих средств. Деятельность лиц по обеспечению питьевой водой потребителей из централизованных и нецентрализованных систем осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Тарифы на питьевое водоснабжение устанавливаются по предложению организаций питьевого водоснабжения, исходя из принципа компенсации затрат на: оплату пользования водными объектами - источниками питьевого водоснабжения; получение питьевой воды и подачу ее до пользователей, потребителей; выполнение необходимого комплекса работ, обеспечивающих бесперебойность функционирования, защиту и санитарную охрану систем; возмещение расходов, связанных с развитием и реконструкцией систем питьевого водоснабжения, обеспечением их рентабельности. |
Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (п.3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды (п.4 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно ст. 2 указанного закона питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции. Процедура обеспечения качества питьевой воды регулируется ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды утверждены gриказом Роспотребнадзора от 28.12.2012 N 1204. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 (действуют с 01.01.2002). |
Права потребителей питьевой воды должны гарантироваться государством, настоящим Кодексом, Законом РФ "О защите прав потребителей", законами субъектов РФ.
3-4. Согласно ст. 19 Закона РФ "О недрах" собственники, владельцы земельных участков имеют право осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации.
В связи с повышенным расходом воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также со срывом подачи воды из централизованных источников в ряде восточных и северных регионов России, иными проблемами в организации жилищно-коммунального хозяйства проводится реформа ЖКХ с установкой в домах счетчиков потребления воды, повышением тарифов и оплаты соответствующих услуг, устранением монополизма в обслуживании, развитием конкуренции.
Консультации и комментарии юристов по ст 43 ВК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 43 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.