Статья 41. Приостановление или ограничение водопользования

1. Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае:
1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;
2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
3) причинения вреда окружающей среде;
3.1) установления охранных зон гидроэнергетических объектов;
4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

2. Приостановление водопользования в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление водопользования осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

3. Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.

Комментарий к статье 41 ВК РФ

1. Приостановление или ограничение водопользования может быть осуществлено в особых случаях, когда имеют место обстоятельства чрезвычайного характера: угроза причинения вреда жизни или здоровью человека, возникновение радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, причинение вреда окружающей среде.

Кроме этого, в ВК РФ предусмотрены другие случаи приостановления или ограничения водопользования в числе общих или специальных требований.

Так, в ст. 60 ВК РФ содержатся требования по охране водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем.

Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.7).

В ч.4 ст. 44 ВК РФ установлено, что сброс сточных и(или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч.8 ст. 45 ВК РФ в правилах технической эксплуатации и благоустройства водохранилища должны содержаться ограничения эксплуатации водохранилища и перечень мероприятий по поддержанию надлежащего санитарного и технического состояния водохранилища, перечень мероприятий, осуществляемых в акватории водохранилища, его водоохранной зоне и в зоне водного объекта ниже плотины в связи с использованием водохранилища для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыболовства и охоты, рекреационных целей, для целей водного транспорта, сплава леса и других целей, а также перечень мероприятий по предупреждению заиления (в том числе очистка от наносов, зарастания, меры по борьбе с цветением воды), по предотвращению поступления загрязняющих веществ и микроорганизмов в водохранилище, по обустройству берегов водохранилища, зоны водного объекта ниже плотины в соответствии с требованиями их хозяйственного использования и охраны окружающей среды.

Специальные ограничения водопользования для граждан могут быть установлены на водных объектах общего пользования.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации (ч.4 и 5 ст. 6 ВК РФ).

Предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов (ч.3 ст. 27 ВК РФ).

В качестве оснований приостановления или ограничения водопользования могут быть применены положения других федеральных законов.

Например, в гл.7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" содержатся требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена (ст. 56).

В Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержатся случаи по ограничению и приостановлению деятельности, если она осуществляется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований или представляет опасность для здоровья населения.

Например, в ст. 12 указанного Федерального закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и(или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и(или) кредитование (п.4).

В ст. 18 закреплены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (п.5).

В соответствии с п.2 ст. 24 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

2. Административное приостановление деятельности в случаях нарушения порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, нарушения правил охраны водных объектов и нарушения правил водопользования предусмотрено в ст. 8.12-8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Например, в соответствии с ч.1 ст. 8.14 указанного Кодекса нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Рассматривать дела об указанном административном правонарушении уполномочены органы, осуществляющие государственный экологический контроль, от имени которых могут действовать:
- главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы, его заместители;
- старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;
- государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;
- главные государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности, их заместители;
- старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;
- государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;
- главные государственные инспектора субъектов РФ по охране природы, их заместители;
- старшие государственные инспектора субъектов РФ по охране природы;
- государственные инспектора субъектов РФ по охране природы;
- главные государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;
- государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды (ст. 23.29 КоАП).

В ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплено, что такие дела рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Учитывая, что в ч.2 комментируемой статьи содержится норма, согласно которой приостановление водопользования в случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке, для привлечения лица к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, должно передать его на рассмотрение судье.

За нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты ч.1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административной ответственности предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей для граждан, штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей для должностных лиц, штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штрафа от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.14 уполномочены как органы, осуществляющие федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов (в отношении водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору), так и органы, осуществляющие государственный экологический надзор (ч.1 ст. 23.23, ч.1 ст. 23.23.1, ч.1 ст. 23.29 КоАП РФ).

Рассматривать указанные дела от имени органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов, его заместители;
2) старший государственный инспектор Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов;
3) государственные инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов;
4) главные государственные бассейновые (территориальные) инспектора по надзору за использованием и охраной водных объектов, их заместители;
5) государственные бассейновые (территориальные) инспектора по надзору за использованием и охраной водных объектов.

Рассматривать указанные дела от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, вправе:
1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, их заместители;
2) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, их заместители.

Рассматривать указанные дела от имени органов, осуществляющих государственный экологический надзор, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы, его заместители;
2) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;
3) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;
4) главные государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности, их заместители;
5) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;
6) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;
7) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, их заместители;
8) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;
9) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;
10) главные государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;
11) государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.

Приостановление водопользования в административном порядке допускается в случаях, установленных в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В соответствии с п.1 ст. 51 указанного Федерального закона главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию; по эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнению отдельных видов работ и оказания услуг.

Судебный порядок приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, закреплен в ст. 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

3. В ч.3 комментируемой статьи определено, что ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.

Нормативность правового акта, необходимого для ограничения водопользования, обусловлена тем, что в ряде случаев имеется необходимость установления ограничений водопользования, которые адресованы не конкретному субъекту, а неопределенному кругу лиц, применяемых многократно.

Типичный пример - ограничения водопользования для граждан на водных объектах общего пользования в соответствии с ч.4 ст. 6 ВК РФ.

Другой пример - ограничения водопользования, которые могут быть установлены в правилах технической эксплуатации и благоустройства водохранилища (ч.8 ст. 45 ВК РФ).

Решением суда может быть установлено ограничение водопользования в отношении конкретного субъекта - водопользователя.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Особым случаем приостановления или ограничения водопользования является установление охранных зон гидроэнергетических объектов. Указанный случай в качестве основания для приостановления или ограничения водопользования существует с 25 октября 2011 года (дата вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2011 года N 257-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в комментируемую статью). Правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов утверждены gостановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 884.

Консультации и комментарии юристов по ст 41 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 41 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.