Статья 40. Защита конкуренции в области использования водных объектов

1. Запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования водных объектов.

2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования водных объектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

3. Порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 40 ВК РФ

1. Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России, установлены в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"* и Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"**. В Федеральном законе "О защите конкуренции" установлены запреты:
________________
* С изменениями, внесенными Законами РФ от 24 июня 1992 г. N 3119-1, 15 июля 1992 г. N 3310-1; Федеральными законами от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ, 6 мая 1998 г. N 70-ФЗ, 2 января 2000 г. N 3-ФЗ, 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ, 7 марта 2005 г. N 13-ФЗ, 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ. После вступления в силу Федерального закона "О защите конкуренции" (по истечении 90 дней после дня его официального опубликования) ст. 1-2, абз. 2-25 ч.1 и 2 ст. 4, разделы 2 - 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" утрачивают силу.

* Российская газета. 1996. 27 июля.

- на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
- ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов;
- на недобросовестную конкуренцию;
- ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России;
- на наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора;
- ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России.

Кроме этого, в Федеральном законе предусмотрены ограничения на заключение "вертикальных" соглашений, а также на отдельные действия (бездействия), соглашения, согласованные действия, сделки, которые могут привести к устранению конкуренции.

2. Нарушение федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления запрета принимать нормативные правовые акты, ненормативные акты, решения, совершать действия (бездействие), заключать договоры и иные соглашения, осуществлять согласованные действия, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции, в том числе путем создания более благоприятных условий для деятельности одних водопользователей, иных физических лиц, юридических лиц по сравнению с другими такими лицами, может быть основанием для привлечения должностных лиц к юридической ответственности.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
В ч.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа, органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с п.2.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административной ответственности невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восемнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Следствием недопущения, ограничения или устранения конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, может стать привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 178 Уголовного кодекса РФ.

Нарушение антимонопольных требований при принятии правовых актов может послужить основанием для предъявления требования о признании их незаконными и недействующими.

Например, Арбитражным судом Пермской области 6 июня 2003 г. было рассмотрено дело N А50-6834/2003-А12 по заявлению заместителя прокурора Пермской области к Земскому собранию Верещагинского района Пермской области о признании решения Земского собрания Верещагинского района Пермской области от 29 января 2003 г. N 23/190 "Об условиях приема сточных вод в систему коммунальной канализации города Верещагино" незаконным.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на несоответствие оспариваемого нормативного акта Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, постановлению Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. N 1310, Федеральному закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". По мнению прокурора, утвержденные ответчиком нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах экономически не обоснованы, а утверждение порядка взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод не входит в компетенцию ответчика.

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. В соответствии с п.1 Правил нормативы водоотведения, или нормативы сброса, - это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенных к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающих ее нормальное функционирование.

МУП "Верещагинские водоканализационные сети" была представлена сравнительная таблица нормативов, утвержденных ответчиком в оспариваемом решении. Из данной таблицы судом было установлено, что по ряду показателей (взвешенные вещества, СПАВ, азот аммонийный, азот нитритов, сухой остаток, сульфаты) нормативы ответчика превышают установленные природоохранными органами для организаций водопроводно-канализацион-ного хозяйства. Более того, в этом же приложении для абонента ЗАО "Вемол" были предложены особые нормативы загрязняющих веществ в сточных водах, которые превышают нормативы, установленные природоохранными органами не только для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, но и для всех иных абонентов района, т. е. позволяют ЗАО "Вемол" осуществлять сброс более загрязненных сточных вод (взвешенные вещества, СПАВ, БПК полное, ХПК, азот аммонийный, азот нитритов, сухой остаток, сульфаты).

Данные обстоятельства свидетельствовали о несоответствии оспариваемого решения п.61 названных Правил, а также ст. 7 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе предоставлять отдельному субъекту льготы, ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.

В итоге Арбитражным судом Пермской области решение Земского собрания Верещагинского района Пермской области от 29 января 2003 г. N 23/190 "Об условиях приема сточных вод в систему коммунальной канализации города Верещагино" признано не соответствующим постановлению Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" и не действующим полностью.

3. Антимонопольный контроль в сфере водных отношений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции".

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:
1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В ст. 23 указанного Федерального закона установлены полномочия антимонопольного органа, который вправе:
- возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдавать хозяйствующим субъектам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания;
- привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
- обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
- участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и(или) нарушением антимонопольного законодательства;
- проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращаться в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:
1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Правила осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов, утвержденны постановлением Правительства РФ от 08.04.2009 N 314.

Перечень полномочий антимонопольного органа установлен ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции". Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
2) выдает в предусмотренных законом случаях хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;
3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания;
3.1) выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов;
3.2) выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе;
4) направляет в Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых им актов и (или) прекращении действий в случае, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;
4.1) направляет в письменной форме за подписью руководителя или заместителя руководителя антимонопольного органа предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;
4.2) рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями;
7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
8) ведет: а) реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов; б) реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
9) размещает на сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;
10) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
11) проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
12) осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары, а также осуществляет контроль за манипулированием ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);
13) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

Антимонопольные органы имеют и иные установленные Федеральным законом полномочия.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331, федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Консультации и комментарии юристов по ст 40 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 40 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.