Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов

1. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
1) самостоятельно осуществлять использование водных объектов;
2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;
3) пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами.

2. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:
1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.
6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Комментарий к статье 39 ВК РФ

1. В комментируемой статье установлен открытый перечень прав и обязанностей собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов.

1.1. Права собственников водных объектов - граждан или юридических лиц производны от права собственности на земельный участок, на котором расположен пруд или обводненный карьер.

В ВК РФ закреплено право собственников водных объектов самостоятельно осуществлять использование водных объектов.

По смыслу ч.4 ст. 8 ВК РФ пруды и обводненные карьеры могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательствами, при условии недопущения отчуждения таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, а также если это не приведет к разделу земельных участков, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Согласно правилу ч.2 ст. 4 ВК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ.

В п.2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения.

Применительно к гражданину или юридическому лицу это означает, что если пруд или обводненный карьер расположен на земельном участке, находящемся в частной собственности, то право собственности распространяется и на соответствующий пруд или обводненный карьер.

В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Следовательно, пользование землей может осуществляться в установленных пределах.

Отдельные общеэкологические ограничения установлены также Конституцией РФ. Статья 58 предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Это требование конкретизируется в обязанность не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель. Типичным ограничением является обязанность использовать земельный участок по целевому назначению.

Права собственников земельных участков урегулированы в ст. 40 Земельного кодекса РФ. В ней установлено, что собственник земельного участка имеет право, в частности:
- использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Первоначальным и основным правомочием собственника является владение землей. Оно представляет собой право фактического господства (обладания) землей и создает необходимые юридические предпосылки для осуществления двух других правомочий - пользования и распоряжения. Характерным видом осуществления правомочия владения земельным участком является огораживание участка, т.е. воспрепятствование доступу на него других лиц. Собственник вправе также установить порядок пользования или совсем запретить использование участка другим лицам.

Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику (п.2 ст. 262 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, гражданин или юридическое лицо - собственник пруда или обводненного карьера вправе запретить использование этих водных объектов другим лицам.

Правомочие пользования означает закрепленную законом возможность хозяйственной эксплуатации земельного участка путем извлечения его полезных свойств или получения от него дохода.

Закрепление формулы "самостоятельно осуществлять использование водных объектов" в ВК РФ и "для собственных нужд" в Земельном кодексе РФ позволяет прийти к выводу, что гражданин или юридическое лицо - собственник пруда или обводненного карьера не вправе передавать право пользования своим водным объектом другим лицам, что вряд ли оправдано.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности на водные объекты сами не осуществляют хозяйственной эксплуатации этих объектов. Правомочие пользования реализуется ими путем присвоения части ренты посредством взимания платы за пользование водным объектом, земельного налога, а также арендной платы в случае передачи земельного участка из состава земель водного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду.

1.2. Закрепленное в комментируемой статье право собственника водного объекта осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах может быть реализовано лишь при соблюдении ряда специальных правовых норм.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, урегулированы Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"*.

________________
* С изменениями, внесенными Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ, 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ, 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 1 (ч.1). Ст. 2; СЗ РФ. 2001. N 53 (ч.1). Ст. 5030; СЗ РФ. 2002. N 52 (ч.1). Ст. 5132; СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167; СЗ РФ. 2003. N 52 (ч.1). Ст. 5038; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3667; СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1752).

В нем установлены обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
К гидротехническим сооружениям в Федеральном законе отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Понятие гидротехнических сооружений содержит ст. 3 Федерального закона от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Согласно указанной норме к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно п.2 ст. 60 ВК РФ для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным и гражданским законодательством.

В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель в соответствии с п.3 ст. 102 Земельного кодекса РФ. Порядок резервирования земель для этих целей должен быть установлен федеральным законом.

Резервирование земель является основанием для отказа в предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на основании п.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, а также может служить основанием для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дополнен ст. 22.1, в которой урегулирован порядок государственной регистрации прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах.

Права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов.

Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.

Правила использования водохранилищ закреплены в ст. 45 ВК РФ 2006 г. В ней предусмотрено, что использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водных ресурсов водохранилищ и правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.

Правила использования водных ресурсов водохранилища и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища утверждаются для каждого водохранилища уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

1.3. Права водопользователей при использовании водных объектов определяются в зависимости от основания возникновения права пользования водным объектом и целей водопользования.

Если основанием возникновения права пользования водным объектом является договор водопользования, то помимо обязанностей, установленных в комментируемой статье, водопользователь будет пользоваться правами, которые стороны предусмотрят в договоре водопользования.

В ч.2 ст. 13 ВК РФ установлено, что договор водопользования наряду с условиями, указанными в ч.1 ст. 13, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

Кроме этого, водопользователь может реализовывать права, которые закреплены в других статьях ВК РФ.

Например, в соответствии со ст. 15 ВК РФ водопользователь имеет преимущественное право на заключение договора водопользования на новый срок.

Если основанием возникновения права пользования водным объектом является решение о предоставлении водного объекта в пользование, то права водопользователя могут быть уточнены в решении применительно к целям, видам и условиям использования водного объекта или его части (ст. 22 ВК РФ).

При использовании водного объекта в случаях, когда не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование (ч.3 ст. 11 ВК РФ), права водопользователя определяются также положениями ВК РФ и федеральных законов применительно к соответствующим целям и видам использования водного объекта или его части.

Например, в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. N 2395-1* собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

________________
* В редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ, 2 января 2000 г. N 20-ФЗ, 14 мая 2001 г. N 52-ФЗ, 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ, 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ, 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ, 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, 15 апреля 2006 г. N 49-ФЗ.

Права граждан на использование водных объектов общего пользования урегулированы в ст. 6 ВК РФ.

2. Перечисленные в комментируемой статье обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов конкретизируются в других статьях ВК РФ, а также в федеральных законах в зависимости от целей и видов использования водного объекта или его части.

Например, в ч.2 ст. 61 ВК РФ установлена обязанность водопользователей, использующих водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Согласно п.4 ст. 9 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ владельцы регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений на участках внутренних водных путей выше и ниже таких сооружений обязаны поддерживать согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта уровни воды, необходимые для судоходства.

Обязанности водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, могут быть конкретизированы соответственно в договоре водопользования или решении о предоставлении водного объекта в пользование применительно к целям и видам использования водного объекта или его части.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
К одной из обязанностей собственников водных объектов и водопользователей пункт 2 комментируемой статьи относит ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям. Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок (п.4 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2009 N 205).

Консультации и комментарии юристов по ст 39 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.