1. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:
1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;
2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;
3) обеспечения охраны водных объектов;
4) определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.
3. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:
1) целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем;
2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;
3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов);
4) лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности;
5) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации;
6) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей;
7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.
4. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.
6. Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 33 ВК РФ
Авторский комментарий (актуален на 2009 год) |
Комментарий эксперта (актуален на 2013 год) |
1-2. В свое время действовало постановление Совета Министров РСФСР от 9 июля 1976 г. N 375 "О порядке разработки и утверждения схем комплексного использования и охраны вод". Сегодня на основе ст. 76 ВК РФ 1995 г. разрабатываются федеральная, бассейновые и территориальные схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов.
Схемы являются информационной основой для выбора актуальных эффективных решений при разработке, планировании и осуществлении федеральных, бассейновых и территориальных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также для установления лимитов субъектам РФ по водопотреблению и водоотведению. Федеральная схема составляется на всю территорию Российской Федерации в разрезе бассейнов основных рек и субъектов РФ в целях определения принципиальных направлений развития водного хозяйства страны. В федеральной схеме: Бассейновые схемы составляются для бассейнов рек Российской Федерации с напряженной водохозяйственной обстановкой и для бассейнов трансграничных рек. В них на основе анализа объема и качества водных ресурсов бассейна, их изменения в результате антропогенной деятельности, водообеспеченности отраслей экономики, в увязке с положениями региональных схем расселения, состояния природных водных экосистем разрабатываются мероприятия по: Схемы бассейнов трансграничных рек разрабатываются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, межправительственными соглашениями и утверждаются Правительством РФ. Территориальные схемы разрабатываются с учетом предложений бассейновых схем, программ развития соответствующих территорий для решения комплекса водохозяйственных и водоохранных проблем на территории одного или нескольких субъектов РФ. Состав, задачи и порядок разработки территориальных схем устанавливаются органами исполнительной власти Российской Федерации с учетом предложений территориальных органов МПР России и Федерального агентства водных ресурсов. Федеральная схема по представлению МПР России и Агентства согласовывается с заинтересованными министерствами и ведомствами. Бассейновые схемы согласовываются в процессе разработки с субъектами РФ. После прохождения Государственной экологической экспертизы схемы бассейнов рек утверждаются по согласованию с Минэкономразвития России и другими заинтересованными министерствами, службами, агентствами и ведомствами. Водохозяйственные и водоохранные мероприятия, намечаемые в схемах комплексного использования и охраны водных ресурсов, осуществляются через федеральные, бассейновые и территориальные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов и используются для установления лимитов водопотребления, водоотведения и экологических попусков. 3. Поскольку водохозяйственные балансы являются основой количественной и качественной оценки современного и будущего состояния водных ресурсов, реальным и наглядным проявлением принципов государственного управления в области использования и охраны вод, воднобалансовые исследования водоемов регулярно публикуются по большинству основных озер и водохранилищ страны, включая: бюллетени оперативных водных балансов, которые составляются ежемесячно по 50 водоемам; ежегодные данные по водным балансам 70 водоемов в изданиях Государственного водного кадастра; многолетние обобщения данных о водных балансах озер и водохранилищ с начала воднобалансовых расчетов. Разработаны Рекомендации по расчетам водного баланса крупных озер и водохранилищ. Ими предусматриваются: В итоге водный баланс представляет соотношение приходной и расходной частей круговорота воды на каком-то пространстве вплоть до планеты в целом, где существует также водообмен глобальный. Баланс водохозяйственный определяется как количественное сопоставление наличия водных ресурсов и потребностей в воде в пределах определенного региона. Таким образом, водные балансы являются необходимой и основной частью водохозяйственных балансов, состав и цели которых определяются в ч.3 ст. 2 и ч.3 ст. 3 настоящего Кодекса. |
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Правилами разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 883, методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, утвержденными приказом Минприроды России от 04.07.2007 N 169, и с учетом рекомендаций бассейновых советов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод. Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов РФ (п.1 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы).
Федеральное агентство водных ресурсов направляет проекты схем бассейновым советам, которые в месячный срок с даты поступления проектов схем представляют в Агентство соответствующие рекомендации. Федеральное агентство водных ресурсов рассматривает рекомендации бассейновых советов, при необходимости вносит изменения в проекты схем, после чего направляет проекты схем на государственную экологическую экспертизу и в 2-недельный срок после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы представляет проекты схем в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Министерство природных ресурсов и экологии РФ утверждает схемы в месячный срок с даты их поступления и передает в Федеральное агентство водных ресурсов для направления в заинтересованные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также для размещения на сайте Федерального агентства водных ресурсов в сети Интернет (п.7-9 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы). Методика расчета водохозяйственных балансов водных объектов утверждена приказом Минприроды России от 30.11.2007 N 314. Настоящая Методика устанавливает совокупность методов и порядок расчета водохозяйственных балансов по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам с целью оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов при различных условиях водности водных объектов. |
Водохозяйственные балансы тесно связаны сначала с государственным мониторингом, с государственным водным реестром, учетом и кадастром вод, а затем со схемами комплексного использования и государственными программами восстановления и охраны водных объектов.
Перечисленные в комментируемой статье ВК РФ (см. также комментарий к ч.8 и 9 ст. 26 ВК РФ) обязанности по составлению водохозяйственных балансов осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов, которое организует с помощью других организаций и предприятий постоянный контроль и учет притока, сброса, заборов воды из водохранилища, отметок уровней воды в верхних и нижних бьефах основного и буферного гидроузлов, на акватории водохранилища и в устьевых участках впадающих водотоков; регулярно (не реже 1 раза в месяц) подсчитывает водный баланс водохранилища, выявляет причины возможных неувязок в балансе.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам РФ на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах по поверхностным водным объектам устанавливались федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водным объектам - и с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр согласно ВК РФ 1995 г. (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122).
(По водным объектам, находящимся в собственности субъектов РФ, лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) устанавливались органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта РФ - эта часть ВК РФ 1995 г. утратила силу по известному Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122).
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных объектов. Изменение лимитов требует внесения в установленном порядке изменений в лицензию на водопользование.
Лимиты водопользования устанавливаются для обеспечения потребностей в воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования, с учетом соблюдения требований рационального использования водных ресурсов и улучшения качества водных объектов и их ресурсов.
Лимиты водопользования устанавливаются водопользователям на основании заявленных ими потребностей, научно обоснованного расчетного объема водопотребления, с учетом состояния водного объекта, в пределах, установленных в специальных разрешениях на пользование водными объектами.
Лимиты водопользования заинтересованным гражданам и юридическим лицам устанавливаются в договоре водопользования либо решении о предоставлении водного объекта в пользование на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах (ч.1 ст. 13 и ч.1 ст. 22 ВК).
Ранее по водным объектам, отнесенным к собственности Российской Федерации, территориальными комитетами водного хозяйства - Теркомводами - по согласованию с территориальными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водам - с территориальными органами Роскомнедра ежегодно по ходатайству водопользователя устанавливались лимиты водопользования на последующий год, с фиксированием в специальной картотеке территориальным органом Роскомвода, выдавшим лицензию в пределах лимита, установленного субъекту Федерации.
В ходе начавшейся в 2004 г. административной реформы указанные органы и их правопреемники реорганизованы в Федеральное агентство водных ресурсов и в Федеральное агентство по недропользованию. Указанные в ВК РФ полномочия переходят к ним.
По водным объектам, отнесенным к собственности субъектов РФ, лимиты водопользования устанавливались органами исполнительной власти субъектов РФ, в установленном ими порядке по представлению соответствующих Теркомводов.
Органами, установившими лимиты водопользования в течение года, на который установлен лимит водопользования, по инициативе Теркомвода, органа исполнительной власти субъекта РФ или водопользователя этот лимит может быть пересмотрен в случаях:
- изменения водохозяйственной обстановки;
- изменения условий хозяйственной деятельности водопользователя;
- возникновения чрезвычайных ситуаций.
Лимиты водопользования устанавливались Теркомводами с учетом потребности всех потребителей, водообеспечиваемых данным водопользователем, на основании планов водопользования, составленных с использованием укрупненных отраслевых норм водопотребления, отчетных данных о водопотреблении, планируемых показателей по выпуску продукции, а также требований лицензии.
Лимит водопользования рассчитывается на основе индивидуальных и укрупненных норм водопотребления и водоотведения, которые разрабатываются с применением нормативных и методических документов, утвержденных Роскомводом в установленном порядке. Соблюдение лимитов водопользования обеспечивается государственным контролем и надзором за использованием и охраной водных объектов.
4-6. См. комментарий к ч.8-9 ст. 26, ст. 27 и ч.3 ст. 28 настоящего Кодекса.
Консультации и комментарии юристов по ст 33 ВК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 33 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.