Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся:
1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
2) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы;
3) участие в деятельности бассейновых советов;
4) разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
5) резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
6) осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной;
7) утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;
8) утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах;
9) участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
10) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
11) осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
12) утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;
13) пункт утратил силу с 1 ноября 2013 года - Федеральный закон от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

Комментарий к статье 25 ВК РФ

1. Концепция ВК РФ о разграничении собственности на водные объекты, как и иного федерального законодательства о разграничении собственности на землю и иные природные ресурсы, обусловливает наделение собственников соответствующими правами.

2. Из п.1 комментируемой статьи следует п.2, соответствующий ст. 20 и п.9 ст. 24 ВК РФ.

3. Участие субъекта РФ в деятельности бассейновых советов (ст. 29 настоящего Кодекса) предполагает участие органов государственной власти субъектов РФ в подготовке, заключении и выполнении бассейновых соглашений, разработке, утверждении и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (ст. 33 ВК РФ) и другие организационно-правовые формы. Участие субъектов РФ в схемах использования и охраны водных объектов, например, предполагает:
- участие представителей законодательной и исполнительной властей субъекта РФ в составе рабочих групп и комиссий по разработке схем;
- участие в согласовании, т.е. высказывании мнения исполнительным органам субъекта РФ по поводу проекта схемы;
- участие представителей субъекта РФ, выделенных его законодательными либо исполнительными органами, в проведении государственной экспертизы схемы, направление своих предложений и замечаний экспертной комиссии, другие полномочия субъекта РФ, предусмотренные, например, в Федеральном законе от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе"*;
________________
* СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.

- участие в выполнении схемы путем финансовых, организационных, правовых и иных мероприятий.

Если к полномочиям Российской Федерации относятся федеральные программы, то и к полномочиям субъектов РФ относятся территориальные государственные программы по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории субъектов РФ (субъект РФ, согласно Конституции РФ, - государственное образование).

Самостоятельность утверждения территориальных программ в субъектах РФ не исключает их участия в реализации федеральных государственных программ через деятельность законодательных, исполнительных и иных органов субъекта РФ.

Резервирование органами государственной власти субъектов РФ источников питьевого водоснабжения осуществляется в соответствии с порядком резервирования, предусмотренным в п.15 ст. 24 и ст. 34 ВК РФ.

Порядок, определяемый Правительством РФ, предусматривает резервирование, цели, специальный режим охраны и контроля резервных источников питьевого водоснабжения. В исключительных случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъекта РФ могут также разрешать использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.

6. Важной и по-своему уникальной функцией государственных органов исполнительной власти субъектов РФ является осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору, поскольку за Федерацией в лице ее Правительства оставлено установление порядка его организации и проведения (п.3 ст. 24, ч.8 ст. 36 и др. настоящего Кодекса)*.

________________
* Федеральный государственный экологический контроль: пособие для правоприменителей / под ред. С.А.Боголюбова. М.: Проспект, 2005.

7-8. К полномочиям субъектов относится утверждение правил, т. е. рассчитанных на неоднократное применение неперсонифицированных норм. Их устанавливают законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно ч.1, 2, 6 и 7 ст. 2 настоящего Кодекса они включаются в водное законодательство РФ и не могут противоречить федеральным законам (по вопросам компетенции Российской Федерации и совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов).

Правотворческая и иные функции субъектов РФ вытекают из положений ст. 5, 66, 67, 72 и 73 Конституции РФ, ст. 2, 25 и других статей настоящего Кодекса, иных актов законодательства РФ и ее субъектов.

Полномочиями субъектов РФ являются участие в выполнении правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах и правил охраны жизни людей на воде (ч.3 и 4 ст. 6 настоящего Кодекса).

9. Проведение государственного мониторинга водных объектов предусматривается и раскрывается в ст. 30 ВК РФ.

10. Одной из мер по предотвращению вредного воздействия вод и охраны водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, может служить государственная экологическая экспертиза.

Проведение государственной экспертизы относится, согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" 1995 г., к компетенции как Российской Федерации, так и ее субъектов: Водный кодекс не предусматривает размежевания между ними видов предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию объектов, влияющих на состояние вод. Распределение полномочий Российской Федерации и ее субъектов при государственной экологической экспертизе предусматривается в Федеральном законе об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г.*
________________
* Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Семьянова А.Ю. Об экологической экспертизе: постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.

11. Меры по охране водных объектов могут включать ограничение, приостановление, прекращение и запрещение использования водных объектов, которые могут устанавливаться в ряде случаев органами исполнительной власти субъектов РФ, поскольку внесение представления и согласование этих вопросов предусматриваются в ст. 10 и 41 настоящего Кодекса.

Часть полномочий субъектов РФ по охране находящихся в их собственности водных объектов связана с осуществлением функций государственной власти на территории субъекта РФ. Это:
- установление режима использования водных объектов при чрезвычайных ситуациях (ст. 67 настоящего Кодекса, ст. 242 ГК РФ);
- предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод, в том числе паводка (ст. 67 настоящего Кодекса; осуществление его определяется масштабами вредного воздействия вод);
- установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос (определение порядка установления и режима использования предусматривается в ст. 65 настоящего Кодекса);
- объявление водных объектов или их частей зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (это полномочие также отнесено к компетенции Российской Федерации, субъектов РФ либо муниципальных образований, следовательно, речь идет о федеральных, региональных или муниципальных зонах; см. ст. 24-27 и 67 настоящего Кодекса);
- разрешение в исключительных случаях использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы (правомочие органов исполнительной власти субъектов РФ - ст. 64 настоящего Кодекса).

К названным полномочиям следует добавить проведение государственной экспертизы и охрану исконной среды обитания (ст. 54 и другие статьи ВК РФ). В ВК РФ не расшифровываются уровни этой компетенции. Можно предположить, что ее размежевание произойдет по масштабности и значимости решаемых проблем, источникам финансирования мероприятий и т.п.

Полное дублирование полномочий или, во всяком случае, их совершенно одинаковое изложение в законодательстве не приносило пользы, так как приводило в конечном счете к безответственности: можно, однако, констатировать, что в комментируемом Кодексе количество таких дублирований значительно уменьшено по сравнению с актами 70-90-х годов и обусловливается отчасти попытками детального правового регулирования компетенции.

В 1990-е годы распространялись соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами РФ. К настоящему времени подобные соглашения потеряли актуальность, а в большинстве случаев и отменены в связи с выстраиванием вертикали власти, проведением административной реформы, созданием федеральных округов, изменением характера отношений между Федерацией и ее субъектами по поводу использования и охраны вод. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов представляло в конце прошлого века серьезную проблему, которая в настоящее время решается и в основном решена.

12. Указанный пункт можно понять в сравнении с п.19 и 20 ст. 24 и ч.3 ст. 36 ВК РФ. Сопоставление п.12 комментируемой статьи и п.20 ст. 24 ВК РФ не исключает также нашего вывода о том, что органы государственной власти субъектов РФ призваны разграничивать водные объекты регионального и муниципального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

13. Этот пункт аналогичен п.21 ст. 24 ВК РФ и связан с ч.4 ст. 36 ВК РФ. Перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений не исчерпывается комментируемой статьей, но предусматривается и в других нормах ВК РФ, предписаниях иных федеральных, а также региональных нормативных правовых актов.

Консультации и комментарии юристов по ст 25 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 25 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.