Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:
1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
2) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;
3) осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
4) организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;
5) установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;
6) утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;
7) определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;
8) гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации;
9) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы;
10) установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;
10.1) установление правил охраны поверхностных водных объектов и правил охраны подземных водных объектов;(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ)
11) территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;
12) утверждение правил использования водохранилищ;
13) установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;
14) определение порядка осуществления федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; дополнен с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 257-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

15) определение порядка резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
16) установление порядка использования водных объектов для взлета, посадки воздушных судов;
17) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

18) утверждение методики исчисления вреда, причиненного водным объектам;
19) определение критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;
20) утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;
21) пункт утратил силу с 1 ноября 2013 года - Федеральный закон от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ;
22) иные установленные настоящим Кодексом полномочия.

Комментарий к статье 24 ВК РФ

1. Понятие "управление в области использования и охраны водных объектов" (название главы ВК РФ) включает основы этого управления (полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органов местного самоуправления, их разграничение между собой, основные принципы управления), систему органов исполнительной власти Российской Федерации в этой области (федеральных, региональных, государственного органа управления использованием и охраной водного фонда), сферы государственного управления (водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны водных объектов, государственный мониторинг, государственный водный реестр, учет, кадастр водных объектов и т.п.).

Значительная часть полномочий Российской Федерации предусматривается как в ст. 24, так и в других статьях ВК РФ. Так, отношения по поводу водных объектов регулируются в ст. 4, 7 и других настоящего Кодекса; принятие федеральных нормативных правовых актов - ст. 2 (комментарии к ст. 24 и другим статьям настоящего Кодекса наглядно демонстрируют активное правотворчество Российской Федерации в области регулирования водных отношений). Они принимаются на нескольких уровнях: законодательной, представительной властью - Федеральным Собранием РФ; Президентом РФ; Правительством РФ; государственным органом управления использованием и охраной водных объектов; иными федеральными органами исполнительной власти в области использования и охраны водных объектов.

Согласно ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство России основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами определяется Конституцией РФ, предусматривающей компетенцию Российской Федерации, совместную компетенцию Федерации и ее субъектов и компетенцию субъектов РФ.

К ведению Российской Федерации, согласно ст. 71 Конституции РФ, относятся:
а) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических, в области водных отношений);
б) федеральная государственная собственность (прежде всего на воды, другие природные ресурсы) и управление ею;
в) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;
г) производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
д) определение статуса и защита государственной границы территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
е) гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране водных объектов, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);
ж) метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области водных отношений, охраны окружающей среды).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, согласно ст. 72 Конституции РФ, находятся:
а) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических, в области водных отношений);
б) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
в) разграничение государственной собственности (прежде всего на воды, другие природные ресурсы);
г) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории (сюда относится и благоприятная водная среда);
д) земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты РФ, согласно ст. 73 Конституции РФ, обладают всей полнотой государственной власти.

Это размежевание экологической и "водной" компетенции "по вертикали" представляется весьма важным и осуществляется на всех уровнях: федеральном - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом РФ и Правительством РФ; на уровне субъектов РФ - правотворческими и исполнительными органами субъектов РФ.

"По горизонтали" совершенствование экологического и водного законодательства и реализация полномочий в области использования и охраны вод осуществляются в трех направлениях - соответственно составу водных и экологических норм, которые группируются следующим образом:
а) собственно экологическое законодательство;
б) природоресурсное законодательство, в том числе и прежде всего водное законодательство;
в) другие отрасли законодательства, регулирующие отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов (гражданское, административное (санитарное), финансовое и иные отрасли законодательства). Подробнее см. комментарий к ст. 2 настоящего Кодекса.

Полномочия Российской Федерации по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности, предусмотренные в п.1 настоящей статьи, конкретизируются в последующих пунктах этой статьи и в других статьях настоящего Кодекса: лимиты водопользования - в ст. 35, водохранилища - в ст. 45, особо охраняемые водные объекты, их зоны и округа санитарной охраны - в ст. 63-66, резервирование источников питьевого водоснабжения - в ст. 34.

2. Разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, согласно ч.6 ст. 33 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством РФ.

3. Предусмотренный в п.3 ст. 24 ВК РФ федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов тесно связан с предусмотренным в пп.14, 19-21 той же статьи установлением порядка организации и проведения государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов и иными полномочиями органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений.

Эти функции возлагаются на Правительство РФ и государственный орган управления использованием и охраной водных объектов (см. также ст. 26 настоящего Кодекса).

Основные вопросы водных отношений, требующие нормативного регулирования, отнесенные к компетенции Российской Федерации и не урегулированные в настоящем Кодексе, должны, согласно ВК РФ, регулироваться органами исполнительной власти Российской Федерации в лице Правительства РФ. Это, однако, не исключает принятия Правительством РФ правовых актов индивидуального характера по вопросам, имеющим федеральное значение.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
4. Государственный мониторинг водных объектов, водный кадастр, учет поверхностных и подземных вод, размежевание полномочий федеральных и региональных органов по работе с ними предусматриваются в ст. 24-26 и других статьях настоящего Кодекса. Принято постановление Правительства РФ "О государственном водном кадастре Российской Федерации".

Мониторинг водных объектов предполагает наблюдение за установлением и соблюдением режима водоохранных зон, которые предусматриваются в ст. 65 настоящего Кодекса, где определяются полномочия конкретных государственных органов исполнительной власти в этой области. Прежнее Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах было утверждено постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404; большинство его положений воспринято в нормах комментируемого Кодекса.

5-7. В ст. 24 и др. ВК РФ содержатся предписания об установлении органами государственной власти Российской Федерации порядка ведения государственного водного реестра, утверждения порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов и др.

Отнесение к полномочиям Российской Федерации разработки и утверждения единой нормативно-методической базы регулирования водных отношений предполагает прежде всего принятие Россией нормативных правовых актов, предусмотренных в ст. 2 настоящего Кодекса. В комментируемой статье не указано, о полномочиях каких органов какой компетенции идет речь. В любом случае разработка нормативно-правовой базы должна быть тесно увязана с единой научно-технической политикой, с фундаментальными и прикладными научными исследованиями.

Порядку использования водных объектов посвящены статьи гл.5 настоящего Кодекса о целях и видах водопользования (ст. 37, 38), порядке предоставления водных объектов в пользование и осуществления общего водопользования (ст. 11 и 21), правах и обязанностях собственников водных объектов и водопользователей (ст. 39) и др. В них названы государственные органы, осуществляющие компетенцию Российской Федерации в этой области.

8. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации предусматривается в ст. 32 ВК РФ.

4. Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утверждено постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 N 219.

Мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц (п.2 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов).

Организация и осуществление мониторинга проводятся Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.8 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов).

5. Положение о ведении государственного водного реестра, утверждено постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253. Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (п.2-3 Положения).

Форма государственного водного реестра, утверждена приказом МПР РФ от 29.05.2007 N 138.

Правила внесения сведений в государственный водный реестр, утверждены приказом МПР от 16.07.2007 N 186.

6. Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844.

7. Порядок создания и деятельности бассейновых советов регулируется постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 N 727 "О порядке создания и деятельности бассейновых советов".
8. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории РФ определяется постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 N 728 "О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов".

В ВК РФ немного норм, посвященных экономическому механизму организации рационального водопользования, что объяснимо в условиях формирования рыночных отношений. Экономическое стимулирование охраны водных объектов и платность водопользования являются основными принципами водного законодательства согласно пп.14 и 15 ст. 3 ВК РФ.

Контуры и принципы экономического стимулирования рационального водопользования обозначены в ст. 8-11, 20, 40, 69 ВК РФ, ст. 14-18 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7 "Об охране окружающей среды"*.

________________
* СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Принципы экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, порядка установления и взимания платы за водопользование решаются не только теми органами, которые названы в ВК РФ, но и иными государственными органами, уполномоченными их решать согласно своей компетенции и в соответствии с Конституцией РФ.

Так, в Налоговом кодексе РФ, ином налоговом законодательстве предусмотрены основные направления налоговой реформы в Российской Федерации и меры по укреплению налоговой и платежной дисциплины, консолидация в федеральном бюджете начиная с государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств, сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения, увеличение роли экологических налогов и штрафов.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764.

10. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах предусматриваются в ст. 35 ВК РФ.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты установлен постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 881. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (п.1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 881). Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утверждены приказом МПР РФ от 12.12.2007 N 328.

11-13. Порядок реализации предусмотренных в этих пунктах полномочий РФ раскрывается в ст. 45 и др. ВК РФ.

Установление режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах представляет сложную проблему, так как это, как правило, каскад или система водохранилищ, в которых необходимо обеспечение интересов всех водопользователей, требований рационального использования и охраны водных ресурсов, потребности рыбного хозяйства при соблюдении приоритета питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (см. комментарии к ст. 42, 43, 51 и др. настоящего Кодекса).

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
14. Основы государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов предусматриваются в ст. 36 ВК РФ.

15. О резервировании источников питьевого водоснабжения см. ст. 34 ВК РФ и комментарий к ней.

16. Использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов предусматривается в части второй ст. 47 ВК РФ, имеющей отсылочный характер.

Положение о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утверждено постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 N 349.

Типовые правила использования водохранилищ, утверждены приказом Минприроды РФ от 24.08.2010 N 330.
14. Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утверждено постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476. Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на водных объектах, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов и экологии РФ в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, устанавливаемыми Правительством РФ, при осуществлении федерального государственного экологического надзора (п.4 Положения о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов). К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федеральных законов "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "Об охране окружающей среды".

15. Правила резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждены постановлением Правительства РФ от 20.11.2006 N 703. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в целях обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных водных объектов или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. В качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации используются защищенные от загрязнения и засорения подземные водные объекты с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (п.1 Правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).

16. Правила использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 882. Использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), кроме разового взлета, разовой посадки, осуществляется на основании и условиях договора водопользования, заключаемого в установленном порядке, и в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ. Использование водных объектов для разового взлета, разовой посадки, в том числе при проведении аварийно-спасательных работ и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания врачебной помощи, доставки почтовых грузов в труднодоступные или отдаленные местности и в других подобных случаях, не требующее обустройство акватории водного объекта и ее разметки для взлета, посадки воздушных судов, осуществляется в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах (п.2-3 Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов).

17. Полномочия, задачи и функции по предотвращению негативного воздействия вод предусматриваются в ч.2-4 ст. 67 ВК РФ.

18. Принцип "загрязнитель платит" воспринят в ВК РФ из западного опыта, что не исключает государственных капиталовложений в охрану и восстановление водных объектов. Федеральная единая инвестиционная политика имеет значение для использования и охраны водных объектов. Правительством РФ утверждено Положение о Российской программе организации инвестиций в оздоровление окружающей среды.

Значительная часть инвестиций предусматривается в соответствующих федеральных программах, в частности по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод (см. комментарий к ст. 67 ВК РФ). Правительством РФ утвержден Порядок разработки и реализации федеральных Программ и межгосударственных Программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация.

Примером ФЦП могут служить утвержденные постановлениями Правительства РФ Комплексные федеральные программы по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна. Указанные Программы представляют, по нашим подсчетам, почти два десятка программ, принятых по поводу Байкала на общегосударственном уровне за последнюю треть века: не менее трети предыдущих предписаний, по нашим же подсчетам, оказались невыполненными или недовыполненными в значительной мере из-за противоречий экономических и экологических приоритетов, падения государственной и технологической дисциплины, сложности и многоплановости проблемы сохранения и спасения этого уникального хранилища пресной воды.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
19-21. Эти нормы объединяются общей темой осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, предусмотренного в п.14 настоящей статьи и в ст. 36 ВК РФ.

Порядок утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, определяется постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 639. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.04.2009 N 87.

19-21. Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов, утверждены постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 640.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18.12.2006 N 288.

22. В ВК РФ содержатся десятки норм, устанавливающих компетенцию Правительства РФ и уполномоченного им федерального государственного органа исполнительной власти (см., например, ч.2, 4, 5-9 ст. 26, ч.3 и 6 ст. 35 и другие статьи ВК РФ).

Консультации и комментарии юристов по ст 24 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 24 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.