1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.
2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:
1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;
3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
3. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Комментарий к статье 20 ВК РФ
1. Платность водопользования принадлежит к числу основных принципов водного законодательства. При этом имеются две совершенно разные формы платности: водный налог и плата в рамках договора водопользования. В ч.1 комментируемой статьи речь идет о плате как существенном условии договора водопользования. Согласно новому ВК РФ в договорах водопользования в обязательном порядке указываются размер платы за пользование водным объектом либо его частью, сроки и условия ее внесения. В свою очередь, несвоевременное внесение платежа по договору влечет за собой уплату пеней, а превышение "договорных" объемов забора или изъятия воды - штраф.
В гл.25.2 "Водный налог" Налогового кодекса РФ приведены все элементы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и(или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Водный налог, начиная с 1 января 2005 г., взимается с предприятий и организаций, забирающих воду из водных объектов для производственных нужд, а также использующих водные объекты без забора воды (гидроэнергетика, лесосплав и т.д.). Водный налог может иметь большое значение для охраны природы, если он будет выполнять ресурсосберегающую функцию. Поскольку плата за воду увеличится в полтора-два раза, у потребителя возникнет стимул экономить воду.
При толковании ВК РФ могут возникнуть вопросы о соотношении водного налога и предусмотренного договором водопользования платежа за водопользование. На этот случай, согласно Федеральному закону "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", внесены изменения и в гл.25.2 Налогового кодекса РФ. В частности, не признаются плательщиками водного налога юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основе договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие нового ВК РФ. Таким образом, законодатель стремится избежать "двойного обложения" водопользования: налогом и платежом.
При подготовке нового ВК РФ проблема платежей в сфере водного хозяйства тщательно рассматривалась. В ходе разработки проекта предлагались следующие решения:
- неналоговый водный платеж целевого характера;
- водный налог при своеобразной "специальной строке" государственного бюджета*.
________________
* Бюллетень "Использование и охрана природных ресурсов России". Спецвыпуск. 2003. N 9-10. С. 9-36.
Основанием для последнего предложения являлась уже упомянутая функциональная классификация расходов бюджета, указанная в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"* (в ред. от 29 июня 2004 г.).
________________
* СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030.
Ряд специалистов, например сотрудники Всероссийского института экономики минерального сырья (ВИЭМС), предлагали конкретизировать положения проекта ВК РФ. В частности, предлагалось в большей степени выразить целевой характер водных неналоговых платежей. По их мнению, расходы по финансированию мероприятий по восстановлению и охране водных объектов должны предусматриваться в бюджете в объемах не менее суммы доходов федерального бюджета, полученных от платы за водопользование. Кроме того, предлагалось предусмотреть положения о том, на что именно будут тратиться "водные деньги" (установление водоохранных зон, ведение реестра водных объектов, обеспечение безопасности ГТС и т.д.). При этом отмечалось, что средства, полученные за водопользование, могут тратиться и на защиту от вредного воздействия вод*.
________________
* Шпагина А.Н. Платное водопользование в Российской Федерации // Экология производства. 2004. N 4. С. 4-8.
Данные предложения не были реализованы, однако в ВК РФ 2006 г. заложены условия для восстановления платежей за водопользование, правовая природа которых позволяет государству вкладывать данные средства в водоохранные мероприятия. Отметим, что подобная практика уже имела место в краткое время существования целевых бюджетных фондов восстановления и охраны водных объектов, что дало благоприятные последствия для охраны окружающей среды.
Следует иметь в виду, что в водном законодательстве платность водопользования может обрести иное выражение, принципиально отличающееся от водного налога или водного "договорного" платежа.
Авторский комментарий (актуален на 2007 год) |
Комментарий эксперта (актуален на 2013 год) |
Для этого нужно обратиться к иным отраслям хозяйства. Так, в сельском и лесном хозяйстве действует юридически обеспеченный механизм возмещения потерь соответственно сельского и лесного хозяйства. В соответствии со ст. 58 ЗК РФ при изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, а также изъятии сельскохозяйственных угодий для использования в целях, не связанных с сельским хозяйством, заинтересованные собственники и пользователи возмещают потери аграрной отрасли экономики. Выплаченные средства, согласно ст. 58 ЗК РФ, вкладываются в охрану земли (включая повышение плодородия почв) и освоение новых земель. Аналогичные механизмы предусматриваются в российском законодательстве относительно возмещения потерь лесного хозяйства. В случае перевода лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и использованием лесного фонда, при изъятии земель лесного фонда заинтересованные природопользователи возмещают потери лесного хозяйства (ст. 58 ЗК РФ). Полученные средства расходуются на охрану и восстановление российских лесов. | Ранее законодательством РФ была предусмотрена система возмещения потерь сельского и лесного хозяйства. В частности, ст. 58 Земельного кодекса РФ предусматривала возмещение потерь аграрной отрасли экономики при изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий. Федеральным законом РФ от 18.12.2006 N 232-ФЗ указанная статья Земельного кодекса РФ была признана утратившей силу. В настоящее время система платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, установлена постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Настоящим постановлением утверждены Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части (п.4-5 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности). Платежной базой является: Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 |
Названный механизм возмещения потерь может быть заимствован в российском водном хозяйстве, а следовательно, отображен в водном законодательстве. Акватории и подстилающие их земли могут использоваться для целей, не связанных с водным хозяйством. Кроме того, земли водного фонда, обслуживающие водное хозяйство, могут быть переведены в другие категории земель (к примеру, в земли поселений, сельхозназначения и т.д.). Во всех этих случаях в целях обеспечения более экономного отношения к водным объектам и подстилающим их землям необходимо законодательно установить возмещение потерь водного хозяйства. Названное возмещение, очевидно, следует платить лицам, в интересах которых происходит чуждое водному хозяйству и потенциально вредное для водного фонда использование (к примеру, юридически допустимая, но нежелательная застройка берегов). При этом ведомство, отвечающее за водное хозяйство (очевидно, МПР России или входящее в его систему Федеральное агентство водных ресурсов), в случае согласования рассматриваемых мероприятий получает возмещение потерь и вкладывает данные средства на охрану и восстановление водных объектов. Как представляется, предложенный механизм возмещения потерь водного хозяйства заслуживает самого пристального внимания при правовом регулировании водных отношений. Он может быть предусмотрен в принимаемых для реализации ВК РФ 2006 г. многочисленных федеральных и региональных нормативных правовых актах. По данному вопросу может быть принято постановление Правительства РФ*.
________________
* Сиваков Д.О. Договоры и платежи в области водопользования // Законодательство и экономика. 2005. N 9. С. 94-104.
2-3. Законодатель стремится заинтересовать водопользователя в экологическом направлении его хозяйственной деятельности. В частности, при определении платы за пользование тем или иным водным объектом учитываются расходы данного физического или юридического лица на меры по охране водных объектов. Предусматривается также дифференциация ставок платы за водопользование в зависимости от речного бассейна, т. е. исходя из объемов и уровней воды, наличия или отсутствия водного дефицита, возможностей водоемов или водотоков к самоочищению. Очевидно, нужно будет учесть общий уровень антропогенной нагрузки на бассейн или подбассейн. Названные положения выражают ряд основных принципов водного законодательства: бассейновый подход, регулирование в зависимости от особенностей режима водных объектов (ст. 3 ВК РФ). В свою очередь, предусмотренное в комментируемой статье требование о равномерности поступления платы за водопользование должно обеспечиваться такими существенными условиями договора водопользования, как размер, условия и сроки внесения.
За нарушение водопользователем договорных условий о плате в ст. 18 ВК РФ предусматривается ответственность (см. комментарий ст. 18 ВК РФ).
В комментируемой статье установлено, что ставки, порядок расчета и взимания платы за водопользование определяются исходя из права собственности на водный объект. Относительно федеральных водных объектов это доверено только Правительству РФ, относительно водоемов, находящихся в собственности субъекта РФ, - региональным органам государственной власти, относительно водоемов муниципальной собственности - органам местного самоуправления. Исходя из ст. 26 ВК РФ, названные полномочия Правительства РФ делегированию на региональный уровень не подлежат.
Консультации и комментарии юристов по ст 20 ВК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 20 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.