Статья 12. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Комментарий к статье 12 ВК РФ

1. В комментируемой статье дано определение договоров пользования водными объектами. Причем если исходить из контекста ВК РФ, то предметом названных договоров являются разнообразные поверхностные водные объекты (водотоки и водоемы). Использование подземных водных объектов, согласно ст. 9 ВК РФ, регламентируется законодательством о недрах. Следует отметить, что хотя ВК РФ 1995 г. допускал заключение договоров пользования подземными водными объектами, практика правоприменения оставила эту норму нереализованной. Использование, в том числе и добыча, подземных вод укладывалось и, наверное, будет укладываться в будущем, в рамки недропользования. При этом не исключается, что обновленное законодательство о недрах предусмотрит договор добычи подземных вод*.

________________
* Сиваков Д.О. Подземные воды: защитить договором? // Законодательство и экономика. 2005. N 6. С. 77-81.

Существенным условием договора водопользования является его платность. С точки зрения гражданско-правовой терминологии (ст. 423 Гражданского кодекса РФ), договоры водопользования возмездны. Это обеспечивается принципом платности водопользования (заложенным в ст. 3 ВК РФ). Причем в данном случае речь идет не о налоговом, а о хозяйственном платеже, регламентированном в ст. 20 ВК РФ.

Право заключать договор водопользования проистекает из полномочий собственника. В полномочия органов государственной власти Российской Федерации входят владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Аналогичные полномочия утверждаются за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления относительно водных объектов, находящихся соответственно в региональной или муниципальной собственности. Однако далеко не всегда федеральные органы сами будут заключать договоры водопользования. В ВК РФ предусмотрен механизм передачи осуществления отдельных федеральных полномочий региональным органам за счет субвенций из федерального бюджета. В результате органы государственной власти субъектов РФ предоставляют в договорное пользование водные объекты, находящиеся на территории одного региона (республики, края, области и т.д.), осуществляют относительно этих водных объектов водоохранные мероприятия и предотвращают негативное воздействие вод. Согласно ст. 24, 26 ВК РФ федеральные органы определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования, а также выделяют субвенции и контролируют их расходование.

В период действия ВК РФ 1995 г. на уровне субъектов РФ утверждались Типовые, или Примерные, формы договоров пользования водными объектами. Это было вполне понятно, ибо кроме однолетнего перерыва (2005 г.) именно региональные государственные органы и заключали договоры водопользования.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
В настоящее время прежний договорный опыт важен как подспорье для разработки Федеральных форм договоров водопользования, что особенно важно в условиях передачи федеральных полномочий субъектам РФ. Ведь федеральные органы должны будут каким-либо образом упорядочить договорную практику субъектов РФ. При этом не потеряют своей важности по отношению к водным объектам, находящимся в собственности субъектов РФ, соответствующие областные, краевые и республиканские Типовые и Примерные формы.

Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования и форма примерного договора водопользования.

Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с ч.1 статьи 11 Водного кодекса РФ водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.

Для получения водного объекта в пользование физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением. Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование утверждена приказом МПР от 23.04.2008 N 102.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению, предусмотрен п.7 Правил подготовки и заключения договора водопользования.

Действие данных Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.

Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230.

В свою очередь, контрагентами государственных и муниципальных органов власти являются физические и юридические лица, которым водное законодательство позволяет быть водопользователями.

2. Согласно комментируемой статье договорные отношения в области водопользования подпадают под действие гражданского законодательства (положения об аренде). В этом ВК РФ 2006 г. повторяет положения ст. 54 ВК РФ 1995 г., предусматривающие применение положений гражданского законодательства "о сделках, договорах и аренде". Более того, соседняя Украина прямо предусмотрела пользование водными объектами (или их частями) на основании договора аренды. Однако арендуются только водные объекты местного значения. Эти водоемы могут использоваться для рыборазведения, производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, лечебных и оздоровительных целей (ст. 43, 51 Водного кодекса Украины 1995 г.)*.

________________
* Экологическое законодательство Украины / сост. М.В.Шульга. Харьков: Консум, 2000. С. 3-60.

Однако действие гражданско-правового института аренды возможно лишь "во вторую очередь", т.е. в той степени, в которой это не противоречит ВК РФ и существу договора водопользования. Рассматриваемая нами норма - частный случай общего правила о преимущественном действии специальных норм экологического законодательства перед общими нормами гражданского законодательства. Как известно, согласно ст. 129 Гражданского кодекса РФ, земля и другие природные ресурсы (в том числе водные ресурсы) могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Данный принцип объясняется тем, что применение исключительно норм гражданского права при регулировании рассматриваемых отношений не сможет обеспечить решение природоохранных задач (они не свойственны для гражданского права).

Необходимость заключения договора водопользования в условиях рыночной экономики признается общим правилом. Однако договоры водопользования существенно отличаются от гражданско-правовых договоров. Содержание договоров пользования водными объектами во многом определено императивными нормами водного законодательства, которые могут значительно ограничивать волю сторон в интересах охраны водных объектов. Такой подход законодателя основан на положениях ст. 9 Конституции РФ, согласно которым природные ресурсы, в том числе и водные, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Вместе с тем с отменой лицензирования договоры водопользования стали в большей степени регулироваться гражданским правом, что можно видеть на примере порядка заключения, изменения, расторжения и несения ответственности по данным договорам. Однако при этом к договорам водопользования трудно применять некоторые нормы ст. 421 "Свобода договора" Гражданского кодекса РФ. В том числе имеются в виду "смешанные договоры", т.е. договоры с элементами различных договоров.

3. Только регистрация в государственном водном реестре позволяет считать договор заключенным. Согласно ВК РФ 1995 г. для регистрации договоров водопользования существовал специальный государственный реестр договоров, который должен был соответствовать данным государственного водного кадастра. В настоящее время в связи со вступлением в силу с 1 января 2007 г. комментируемого ВК РФ система государственного учета вод будет реформирована, в результате чего водный кадастр будет преобразован в государственный водный реестр. Согласно ст. 31 ВК РФ государственная регистрация договоров водопользования будет осуществляться в рамках названного водного реестра. Таким образом, банк данных по прошлым и будущим договорам не должен быть утерян.

Консультации и комментарии юристов по ст 12 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 12 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.