Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;
5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8) подъема затонувших судов;
9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;
12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).(Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ)
3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ.
8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
10) рыболовства, охоты;(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ.

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
12) санитарного, карантинного и другого контроля;
13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
14) научных, учебных целей;
15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;
18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;
19) создания искусственных земельных участков.

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 11 ВК РФ

1. Порядок предоставления водных объектов в пользование упрощается. Отныне получать лицензию не требуется. Единственным основанием для приобретения права пользования водным объектом в одних случаях является договор, в других - решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
При этом в ч.3 комментируемой статьи перечисляются 17 видов пользования, для которых вообще не требуется ни принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование, ни заключения договоров о водопользовании (о чем подробно будет сказано ниже). Приведенными положениями ВК РФ 2006 г. существенно отличается от ВК РФ 1995 г. Пункт 3 комментируемой статьи содержит 19 видов водопользования, которые являются исключениями из общего правила. Для осуществления любого из указанных видов водопользования заключение договора о водопользовании, а также принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется. В первоначальной редакции Водного кодекса РФ таких видов водопользования было 17. Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ перечень дополнен двумя видами:
1) проведение дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей РФ;
2) создание искусственных земельных участков.

В ч.1 комментируемой статьи предусматривается договорной порядок предоставления водного объекта в пользование. При этом на основе договора водопользования предоставляются водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальных образований. В круг целей предоставления поверхностных водных объектов на основе договоров водопользования входят забор водных ресурсов, использование акватории (в том числе и рекреационное), а также производство электрической энергии.

По общему правилу договор водопользования должен заключать собственник водного объекта через свои уполномоченные органы. Однако согласно ст. 26 ВК РФ осуществление полномочий Российской Федерации в этой области может быть за редким исключением передано органам государственной власти субъектов РФ.

2. В комментируемой статье предусмотрен также и административный порядок доступа к водному объекту: посредством решения о предоставлении водного объекта в пользование. Разрешаемое таким образом водопользование чрезвычайно разнообразно по своему характеру: от обеспечения обороны страны и безопасности государства до организации детского отдыха. С другой стороны, при всем своем многообразии водопользование "по решению" практически во всех случаях велико в своей общественной значимости.

В первых публикациях о ВК РФ 2006 г. водопользование на основании решений характеризуется применением по отношению к водному объекту какого-либо рукотворного сооружения или строения. Причем водопользователю не нужна сама вода*. Это утверждение совершенно справедливо, когда речь идет о размещении и строительстве гидротехнических сооружений и различных объектов транспорта (мостов, подводных и подземных переходов, причалов, судоремонтных и судоподъемных сооружений), подводных линейных объектов (трубопроводов, линий связи, подводных коммуникаций). Оно также не лишено оснований, когда речь идет о разведке и добыче полезных ископаемых, проведении дноуглубительных, взрывных, буровых работ, воздействующих на дно и берега водных объектов, например на русло реки или озерную котловину.

________________
* Смольякова Т. Переходим к водным процедурам // Российская газета. 2006. 8 июня. N 121. С. 4, 13.

Однако приведенное утверждение нельзя абсолютизировать: в частности, судоходство не требует ни договора, ни решения.

Требуют решения о предоставлении водного объекта в пользование размещение и строительство гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем). При принятии такого решения следует учитывать важный принцип водного законодательства - регулирование водных отношений, исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений. Как показывает советский опыт гидротехнического строительства, возведение на любой реке плотин и дамб оказывало сильнейшее воздействие на весь ее водный режим, химические процессы, а также на водные биоресурсы. В этих случаях не только замедляется течение реки, но и нарушаются механизмы самоочищения этого водотока, ухудшаются условия нереста и нагула ценных видов рыб. В настоящее время мировая практика гидротехнического строительства выработала различные методы минимизации экологического вреда: создание рыбоводных хозяйств, призванных зарыблять наполняемые водохранилища, устройство рыбопропускных сооружений, а в странах Евросоюза широко практикуется демонтаж плотин и снятие излишней антропогенной зарегулированности с водотоков. Поэтому для строительства ГТС требуется еще и экологическая экспертиза, исходящая из заведомой экологической вредности любого водохозяйственного проекта*.

________________
* Сиваков Д.О. Новая плотина на Волге - "за" и "против" // Законодательство и экономика. 2005. N 3. С. 78-81.

Требует не только административных разрешений, но и всевозможных поощрений подъем затонувших судов. Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу, включая суда разных видов и размеров. Многие водные объекты и близлежащие земельные участки превращены в кладбища бесхозных кораблей, в свалку металлолома и затонувшей древесины*. Подобное засорение носит массовый характер и из-за ржавения металла и гниения древесины нередко влечет за собой загрязнение, в результате происходит устойчивое ухудшение качества вод.

________________
* Вода России. 2001. N 1. С. 4.

3. Законодателем предусмотрен перечень целей водопользования, не требующих ни решения, ни договора: от судоходства (включая маломерные суда) до купания в водоемах и полива дачных земельных участков. Это, однако, не означает, что названные виды пользования оказываются вне сферы правового регулирования. Эти различные виды пользования регламентируются в значительной мере смежными отраслями законодательства, также предусматривающими экологические по своему характеру обязанности.

Подробнее требуется остановиться на судоходстве. Нужно отметить, что при разработке проекта нового ВК РФ велись оживленные споры в связи с оформлением транспортного водопользования. Представители водного транспорта активно возражали против требований по заключению договоров водопользования для нужд судоходства, против взимания с транспортных организаций водных платежей по этим договорам. Нужно признать, что в ходе разработки ВК РФ 2006 г. интересы водного транспорта были в значительной мере учтены. Однако отсутствие договоров и решений не освобождает транспортные организации от соблюдения экологических обязанностей. Как указано в ст. 47 ВК РФ, использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте. Как известно, деятельность водного транспорта регламентируется двумя сводами законов: Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ* и Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ**.

________________
* СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

** СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

В ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ определен режим пользования акваториями и береговой полосой в пределах внутренних водных путей. В названной статье воспрещено оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и(или) затрудняющих их использование. К сожалению, в настоящее время состояние внутренних водных путей оставляет желать лучшего. В свою очередь, согласно ст. 11 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, предусмотрено возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями физических и юридических лиц на внутренних водных путях. Под последним подразумевается повреждение или уничтожение средств навигационного оборудования, судоходных гидротехнических сооружений, судовых ходов и других объектов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта. Кроме того, в ст. 121 приведенного Кодекса предусмотрена ответственность за ущерб в случае загрязнения с судов нефтью или другими веществами.

Положения Кодекса торгового мореплавания РФ также касаются и экологических аспектов судоходства. В частности, имеются в виду гл.18 "Ответственность за загрязнение с судов нефтью" и гл.19 "Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ".

Авторский комментарий
(актуален на 2009 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Следует также остановиться на водопользовании, связанном с водными биоресурсами. При этом в ч.3 комментируемой статьи имеются дублирующие положения: п.7 "воспроизводство водных биологических ресурсов" отчасти совпадает с п.10 "рыболовство, рыбоводство и охота". Ведь воспроизводство водных биоресурсов и есть рыбоводство.
Следует отметить, что относительно водных биоресурсов заключаются договоры пользования рыбопромысловыми участками, предусмотренные Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"*. Данные договоры по своему предмету (рыбопромысловый участок как акватория и прибрежная полоса) практически совпадают с договорами водопользования. Поэтому в последних, как и в решениях о предоставлении водного объекта в пользование, отпадает необходимость.
Водопользование, связанное с водными биоресурсами, регулируется специальным Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Настоящий закон дает определения рыболовству и товарному рыбоводству, упоминаемым в подп.10 п.3 ст. 11 Водного кодекса РФ. Согласно ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ рыболовство - это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; товарное рыбоводство - предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов водных биоресурсов.

Пользование водными биоресурсами может осуществляться на основе:
- решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование (ст. 33.2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов");
- договора о предоставлении рыбопромыслового участка (ст. 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов");
- договора пользования водными биоресурсами (ст. 33.4 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").

В связи с наличием одного из вышеперечисленных документов необходимость заключения договора водопользования отпадает.

________________
* См.: Ильясов С. В., Гуцуляк В. Н., Павлов П. Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / под ред. В. Н. Гуцуляка. М.: Центр морского права, 2005. С. 256; Пономарев М. В., Сиваков Д. О., Кичигин Н. В., Кузнецова Н. Д. Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005.

Порядок забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий определяется, как известно, законодательством, регулирующим деятельность организаций и предприятий МЧС РФ. В свое время в различных местностях (пригородная зона и лесные пояса вокруг городов) создавались пруды, призванные аккумулировать воду для тушения пожаров. Однако, по сообщениям СМИ, в настоящее время они обмелели, обезводили и замусорились.

4. В комментируемой статье устанавливается общий принцип, определяющий полномочия органов власти по предоставлению водных объектов или их частей в пользование. Заключение договоров или вынесение решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляют те исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые являются законными представителями собственника соответствующего водного объекта. Полномочия этих органов по владению, пользованию и распоряжению водными объектами определены ст. 24-27 ВК (см. комментарии к этим статьям). При этом рассматриваемые нами полномочия по предоставлению в пользование физическим и юридическим лицам водных объектов, находящихся в федеральной собственности, могут быть переданы от федеральных органов власти к органам власти субъектов Федерации.

Консультации и комментарии юристов по ст 11 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 11 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.