Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами

1. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве. (Часть дополнена с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ.

2. Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

3. Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:
1) нецелевое использование водного объекта;
2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;
3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

4. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

5. Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса. Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:
1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;
2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Комментарий к статье 10 ВК РФ

1. Расположение данной статьи в структуре Кодекса не является удачным. Для ее понимания необходимо изучение оснований возникновения права пользования, их особенностей, которые содержатся в следующей главе. Поэтому логичнее было бы расположить данную статью после гл.3 Кодекса.

Основания прекращения права пользования водными объектами зависят от вида водных объектов. Основания и порядок прекращения права пользования поверхностными водными объектами содержатся в ВК РФ и гражданском законодательстве. Основания и порядок прекращения права пользования подземными водными объектами урегулированы в законодательстве о недрах.

2. Основания и порядок прекращения права пользования поверхностными водными объектами зависят от основания возникновения этого права.

Если право пользования поверхностным водным объектом возникло на основании договора водопользования, то согласно ст. 17 ВК РФ изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, общие условия изменения и расторжения договора, установленные в гл.29 Гражданского кодекса РФ, применимы к договору водопользования.

Вместе с тем, учитывая, что водные отношения (отношения по использованию и охране водных объектов) регулируются водным законодательством (ч.1 ст. 4 ВК РФ), гражданское законодательство может применяться к основаниям и порядку изменения и расторжения договора водопользования в той мере, в какой они не урегулированы водным законодательством, а также исходя из общих начал и смысла водного законодательства.

В комментируемой статье установлен судебный порядок принудительного прекращения права пользования водным объектом (ч.3), дополнительные обязанности водопользования при прекращении права пользования водным объектом (ч.6). Кроме этого, в ч.1 ст. 13 ВК РФ содержится императивное требование, гласящее, что договор водопользования должен содержать порядок прекращения пользования водным объектом или его частью.

Поэтому в договоре водопользования не может быть установлено право той или иной стороны на односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично.

Договор водопользования может быть изменен либо расторгнут по соглашению сторон.

Основания принудительного прекращения права пользования водным объектом сводятся к случаям:
- ненадлежащего использования водного объекта или неиспользования водного объекта в установленные сроки;
- возникновения необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд.

Ненадлежащее использование водного объекта определено как нецелевое использование водного объекта или использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации.

Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом ввиду его ненадлежащего использования должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект и были ли переданы соответствующие полномочия Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов РФ.

Форма предупреждения должна быть установлена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок принудительного прекращения права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд в ВК РФ не урегулирован, что является недостатком.

Из текста Кодекса не ясно, может ли быть в этом случае прекращено право пользования водными объектами в административном порядке, без решения суда. В ч.4 комментируемой статьи говорится о том, что такое прекращение права осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

Анализируемая правовая норма явно отличается от положений ч.3 комментируемой статьи. Учитывая, что приостановление водопользования может быть осуществлено в административном порядке (ч.2 ст. 41), можно сделать вывод, что законодатель и в данном случае допустил возможность принудительного прекращения права пользования водными объектами в административном порядке. Однако такие полномочия должны быть прямо закреплены в федеральных законах.

В настоящее время ни в ВК РФ (ст. 25-27), ни в других федеральных законах компетенция исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления по принудительному прекращению права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд в административном порядке не закреплена.

Поэтому до урегулирования этого вопроса в федеральных законах принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд в административном порядке исключено.

В ВК РФ не установлено, что является критерием необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд, которая может служить основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом.

Таким критерием, по смыслу ВК РФ, могут служить схемы комплексного использования и охраны водных объектов, которые включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов (ч.1 ст. 33), поскольку они разрабатываются в целях:
1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;
2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;
3) обеспечения охраны водных объектов;
4) определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

В соответствии со ст. 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы.

Другим критерием наличия необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд может служить резервирование источников питьевого водоснабжения, которое проводится в соответствии со ст. 34 ВК РФ.

Согласно ст. 25 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений относится резервирование источников питьевого водоснабжения.

Прекращение договора водопользования должно быть зарегистрировано в государственном водном реестре (ч.2 ст. 31 ВК РФ).

3. Основания прекращения права пользования поверхностным водным объектом, возникшего по решению о предоставлении водного объекта в пользование, аналогичны тем, что установлены для изменения или расторжения договора водопользования.

Однако поскольку основанием в данном случае выступает не договор, а правовой акт уполномоченного исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, порядок прекращения права пользования поверхностным водным объектом имеет особенности, которые явно не урегулированы в ВК РФ.

Для добровольного прекращения права пользования поверхностным водным объектом водопользователь должен подать в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение о предоставлении водного объекта в пользование, соответствующее заявление.

Для принудительного прекращения права пользования поверхностным водным объектом уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления после соответствующего предупреждения о возможном прекращении права в результате ненадлежащего использования водного объекта или его неиспользования в установленные сроки может предъявить в суд требование о прекращении права.

Если имеется необходимость использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд, то уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе прекратить право пользования поверхностным водным объектом путем принятия правового акта о прекращении права пользования водным объектом и признании решения о предоставлении водного объекта в пользование утратившим силу. Однако такая компетенция исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления должна быть прямо установлена в федеральных законах.

По смыслу ч.2 ст. 31 ВК РФ прекращение права пользования водным объектом должно быть зарегистрировано в государственном водном реестре.

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь должен выполнить требования ч.6 комментируемой статьи.

4. Основания прекращения права пользования подземными водными объектами урегулированы ст. 20 Закона РФ "О недрах".

К добровольным основаниям прекращения права пользования подземными водными объектами следует отнести отказ владельца лицензии от права пользования.

Кроме этого, право пользования подземными водными объектами прекращается:
- при истечении установленного в лицензии срока ее действия;
- возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования;
- переоформлении лицензии с нарушением условий, предусмотренных Законом;
- ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование.

Принудительные основания прекращения права пользования подземными водными объектами включают случаи:
- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием подземными водными объектами, возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);
- нарушения водопользователем существенных условий лицензии или систематического нарушения им установленных правил водопользования, в том числе если водопользователь в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию водным объектом в предусмотренных объемах.

5. При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан прекратить в установленный срок использование водного объекта и обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Согласно п.1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

6. Дополнительные обязанности на собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации возложены Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".

В ст. 9 данного Федерального закона предусмотрено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.

После реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация обязаны составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Утверждение такой декларации органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений является основанием для получения разрешения на вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию (ст. 10).

Отношения по эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, урегулированы постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника"*.

________________
* С изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 г. N 302.

Порядок ликвидации и консервации опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных (пьезометрических, наблюдательных), специальных (поглощающих, водозаборных), йодобромных, бальнеологических и других скважин урегулирован в Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2002 г. N 22.

Консультации и комментарии юристов по ст 10 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 10 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.