Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
1) акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
2) водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;
3) водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
4) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
5) водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;
6) водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;
7) пункт утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 417-ФЗ;
8) водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
9) водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения;
10) пункт утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 417-ФЗ;
11) водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;
12) водохозяйственный участок - часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования);
12.1) грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ (далее - донный грунт), - грунт дна водного объекта, извлеченный при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, поддержании надлежащего санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей среды;(Пункт дополнительно включен с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 87-ФЗ)
13) дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты;
14) использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;
15) истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;
16) негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;
17) охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;
18) речной бассейн - территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;
19) сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

Комментарий к статье 1 ВК РФ

Авторский комментарий
(актуален на 2007 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Важным достоинством нового ВК РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ* является наличие в нем статьи, посвященной основным понятиям. Это, безусловно, выгодно отличает ВК РФ 2006 г. от некоторых российских законов и кодексов, в которых нет специальных статей по основным понятиям. В частности, не имеют таких статей Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"**, Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ***, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ****
________________
* Российская газета. 2006. 8 июня. N 121.

** СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

*** СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 610.

**** СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

С другой стороны, для многообразных и сложных водных правоотношений в ВК РФ 2006 г. приведено относительно небольшое число понятий. Всего их 19 против 30 в ВК РФ 1995 г.* При этом в проекте Модельного Водного кодекса государств - участников СНГ, который в настоящее время рассматривается Межпарламентской ассамблеей СНГ, дана гораздо более богатая, но менее строгая и совершенная терминология**.

________________
* Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / отв.ред. С.А.Боголюбов. М.: Юстицинформ, 1997. С. 336.

** Интернет-сайт Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. .

Зато немногие термины, определенные в комментируемой статье ВК РФ, являются фундаментальными. Поэтому можно глубже понять смысл и содержание положений ВК РФ, а следовательно, и водных правоотношений.

Включение в Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 года специальной статьи, содержащей определения понятий, используемых в Водном кодексе и иных нормативно-правовых актах водного законодательства, является в некотором смысле нововведением для специальных законов, регулирующих правоотношения в сфере использования природных ресурсов. Так, например, Федеральный закон от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", Земельный кодекс РФ от 25.10.2001, Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 не содержат подобной статьи, посвященной основным понятиям.
Определение основных понятий, данное статьей 1 Водного кодекса РФ, соответствует содержанию данных понятий в Модельном Водном кодексе государств-участников СНГ, который был принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества независимых государств от 16 ноября 2006 года N 27-10 на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества независимых государств. Вышеназванным Постановлением от 16 ноября 2006 года N 27-10 Модельный Водный кодекс был рекомендован к использованию в национальных законодательствах государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Первоначальная редакция статьи 1 предусматривала 19 понятий. Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ в данную статью были внесены изменения. Из ее содержания исключены понятия "водоотведение" и "водоснабжение" в связи с принятием специального Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Федеральным законом от 07.05.2013 N 87-ФЗ в текст статьи введено новое понятие "грунт". В действующей редакции статья содержит 18 понятий.

Следует отметить, что многие понятия водного законодательства в сущности являются естественно-научными, точнее, гидрологическими. Таковы, например, понятия: водный объект, речной бассейн, водный режим, водные ресурсы. Задача законодателя в этом случае состоит в том, чтобы адаптировать данные термины, придать им правовое значение. Так, понятия "речной бассейн" и "водохозяйственные участки" связаны с бассейновыми подходами в управлении, делением гидрографической сети на бассейновые округа (ст. 28 ВК РФ), а также с гидрографическим и водохозяйственным районированием территории России (ст. 32 ВК РФ).

К числу трудных для определения понятий принадлежит термин "водный объект". В ВК РФ 1995 г. указывались следующие признаки водного объекта:
- концентрация вод в формах рельефа (очевидно, в речных долинах, в озерных котловинах и т.д.) либо в недрах, имеющая свои границы;
- наличие объема и черт водного режима.

В ВК РФ 2006 г. дано представление о водном объекте как о естественном или рукотворном образовании с постоянным или временным скоплением вод, которое имеет характерные формы и признаки водного режима. В свою очередь, водный режим трактуется как изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте. Для водотоков, водоемов, ледников и снежников присущи различные формы водных режимов и даже агрегатных состояний. Далее из текста Кодекса становится ясно, что упомянутое скопление вод может быть как в формах рельефа, так и в недрах. Кроме того, в ст. 5 ВК РФ поясняется, что поверхностный водный объект состоит из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

На основе приведенных положений можно со всей уверенностью отличить водные объекты от плавательного бассейна или же от сезонного снежного покрова. Между тем есть природные образования переходного характера, не достигшие всех признаков водных объектов, но заслуживающие внимания с точки зрения освоения и предотвращения вредного воздействия. В частности, затруднительно назвать полноценными водными объектами так называемые "дышащие" озера. Суть этого явления заключается в неожиданном и быстром (иногда в одну ночь) появлении и исчезновении "большой воды" во впадинах рельефа. Дышащие озера появляются в болотистых и луговых низменностях иногда площадью до 20 кв.км. Наблюдаются в Новгородчине, Вологодчине, Архангельщине, Прионежье, Дагестане, Ленинградской области и некоторых других российских регионах и объясняются карстовыми процессами и связью с подземными водами*. Внезапно возникшие озера подходят к населенным пунктам и коммуникациям (в частности, к железнодорожному полотну), иногда подтопляют их. Данные водные объекты могут играть роль водных путей для речного и рыболовного флота. Существующее в конце 19 в. в США озеро Алахуа, неожиданно возникнув во Флориде, на десятилетие стало судоходным. Однако в засушливых районах России и СНГ достаточно трудно добиться признания в качестве водного объекта водоемов, наполняющихся за один сезон, или водотоков, текущих только часть года.

________________
* Вода России. 1999. N 12. С. 8.

Совокупность водных объектов в пределах российской территории составляет водный фонд Российской Федерации. Судя по легальному определению, в водный фонд входят не только поверхностные, но и подземные водные объекты. Согласно ст. 5, 8, 9 ВК РФ формы собственности на подземные водные объекты, их границы, основания и порядок приобретения права пользования ими определяются законодательством о недрах. Таким образом, отношения по использованию водного фонда регламентируются не только водным законодательством, но и законодательством о недрах. В свою очередь, и по водному фонду ведется как водный реестр, так и учет, предусмотренный законодательством о недрах.

Кроме того, исходя из ст. 5 ВК РФ, в состав поверхностных водных объектов включаются земли в пределах их береговой линии. Кроме того, близлежащие земли гидротехнических и иных сооружений также используются водным хозяйством. Согласно ст. 102 Земельного кодекса РФ все эти земельные участки могут формировать категорию земель водного фонда. Данная категория земель существует в нашей стране с конца 60-х гг. ХХ в. и находится в государственной собственности*.

_________________
* Колбасов О. С. Теоретические основы права пользования водами в СССР. М.: Наука, 1972. С. 142-153.

Еще один фундаментальный термин - "охрана водных объектов". В расширительном толковании этот термин можно определить как деятельность, направленную на защиту водной среды от вредного воздействия, на сохранение и восстановление водных объектов. Охрана водных объектов обеспечивается положениями водного, природоохранного и санитарного законодательств, призванными упреждать, пресекать и устранять последствия вредного воздействия. Кроме того, в самом водном законодательстве предусмотрены положения по защите водных объектов от загрязнения, засорения, истощения, по нормированию допустимого воздействия на водные объекты, охране водосборных площадей; водные объекты могут быть признаны особо охраняемыми. Предусмотрен правовой режим водоохранных зон, ограничивающий застройку и иную хозяйственную деятельность на территории, примыкающей к акваториям поверхностных водных объектов. Предусматриваются также зоны и округа санитарной охраны, зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

Негативное воздействие вод отличается большим разнообразием, а опасность происходит от различных видов водных объектов. При этом негативное воздействие на близлежащую территорию может оказать даже брошеный пруд с обветшавшей малой плотиной (вышедший из берегов по причине осадков). В комментируемой статье названы затопление, подтопление, заболачивание, разрушение (абразия) берегов, но этот перечень не является закрытым. Его можно продолжить, назвав еще сходы ледников, которые влекут и человеческие жертвы (например, Кармадонская трагедия в сентябре 2002 г.).

Следует отметить, что негативное воздействие вод может происходить как в рамках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и носить постепенный, "ползучий" характер (заболачивание, подтопление и т.д.). Пагубное воздействие вод имеет не только прямые (гибель населения и имущества), но и косвенные последствия. Так, при попадании в зону наводнения промышленных предприятий, городского хозяйства может произойти химическое загрязнение территории с последующим отравлением и самого вышедшего из берегов водного объекта.

Значительными полномочиями в рассматриваемой нами области обладает МЧС России. Его деятельность регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*.

________________
* СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.

Понятийный аппарат комментируемой статьи ВК РФ частично совпадает с терминологией ВК РФ 1995 г. Например, понятия акватории, сточных и дренажных вод даны в обоих кодексах одинаково. Есть и некоторая замена понятий: вместо "водохозяйственная деятельность" в ВК РФ 1995 г. используется "водное хозяйство" в ВК РФ 2006 г. При этом водное хозяйство понимается как деятельность по изучению, использованию и охране водных объектов, а также по предотвращению и ликвидации негативного воздействия вод. По ВК РФ 1995 г. в термин водохозяйственной деятельности не входили предотвращение и ликвидация негативного воздействия вод.

В свою очередь, многие изменения в составе понятий и их определений по сравнению со старым ВК РФ 1995 г. трудно назвать косметическими. Как известно, в настоящее время происходит реформа в области природопользования. Применительно к водному хозяйству она выражается в последовательном учете частных интересов в области водопользования, включая отмену лицензирования водопользования. В результате из статьи исчезли следующие понятия: "лицензия на водопользование", "распорядительная лицензия".

В ВК РФ 2006 г. отсутствует понятие "обособленный водный объект" (замкнутый водоем). Согласно прежнему ВК РФ 1995 г. обособленными могли быть лишь небольшие по площади непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Однако следует признать несовершенство и условность правовой конструкции обособленных водных объектов. Такие признаки обособленных водных объектов, как "непроточность" и "замкнутость", по сути дела идентичны, а отсутствие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами в реальной жизни встречается очень редко. Даже если пруд прямо не связан с рекой, не исключена его косвенная гидравлическая связь с поверхностными водами через подземные горизонты и родники. Следовательно, обособленными водными объектами могли называть и те водоемы, гидравлическая связь которых с другими поверхностными водными объектами неизвестна, носит скрытый характер или малозначительна. На практике у природопользователей и органов власти возникало стремление приватизировать естественные водоемы в инвестиционно привлекательных районах дачного строительства. Надо признать, что и при разработке нового ВК РФ конструкцию обособленных водных объектов предлагали не только сохранить, но и расширить. В частности, предлагалось исключить такой признак замкнутого водоема, как искусственность, что давало возможность обрести в частную собственность озера. Отменив конструкцию обособленных водных объектов, законодатель в ст. 8 ВК РФ прямо указывает на те разновидности водных объектов, которые могут быть при определенных условиях в частной собственности. Имеются в виду пруды и обводненные карьеры, находящиеся в границах земельных участков, частных по форме собственности.

Приведенные в комментируемой статье понятия отражают концептуальные положения водного права, его принципы и подходы. В то же время было бы неверно считать, что в данной статье присутствуют все легальные понятия и их определения. Есть также и термины, характеризующиеся прямо по тексту Кодекса. К их числу относятся: "договор водопользования", "решение о предоставлении водного объекта в пользование", "передача права пользования водным объектом"*.

________________
* См.: Хаустов Д.В. Публично-правовые договоры в природопользовании // Экологическое право. 2003. N 5. С. 12-20; Сиваков Д. О. Договоры и платежи в области водопользования // Законодательство и экономика. N 9. С. 94-104; Калиниченко Т.Г. Объекты водных отношений (публично- и частноправовые аспекты) // Аграрное и земельное право. 2005. N 5. С. 112-123.

Консультации и комментарии юристов по ст 1 ВК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.